Для чего человек приходит в этот мир? Насладиться жизнью, постараться каждый день превратить в праздник? Или для того, чтобы своим трудом, своими усилиями сделать свою жизнь, жизнь окружающих лучше? Оставить после себя детей, внуков, чтобы они продолжали твой род, чтобы о тебе из поколения в поколение передавали воспоминания о том, как ты жил и чего достиг?
Считается, что человек достойно прожил свою жизнь, если он построил дом, посадил дерево, вырастил сына. Дети – это главное, ради чего живет человек, он оставляет после себя их как достойных представителей, которые продолжат род и обеспечат будущее своей страны.
Однако эта человеческая функция, долг, во многом утрачивается. Бездетных семей становится все больше. Это одна проблема. Другая – дети рождаются в асоциальных семьях и часто становятся сиротами, а то и погибают. Сегодня таких обездоленных детей в стране более 26 тысяч. Призрение сирот у нас не стало общим делом, хотя, например, в ХIХ веке попечительством таких детей занимались представители царских семей.
Не стало делом обычным, массовым и усыновление детей. Охотнее усыновляют их иностранцы. Это наш позор. Наверное, у них нет брошенных сирот.
Кстати, у нас берут на воспитание ребят вовсе не состоятельные люди, а очень даже среднего достатка. Отрадно, что все чаще дают детям и кров, и семейное тепло учителя, хотя им самим живется нелегко. Они особенно близко к сердцу принимают горькую судьбу сирот, понимают, насколько необходима семья для каждого ребенка.
Об учителях из села Сорокина Пензенской области, усыновивших детей, я услышала в одной из телепередач. Там говорилось о том, что педагоги усыновили детей для того, чтобы спасти малокомплектную школу от закрытия. Я не поверила, что именно этой причиной они руководствовались. Мне захотелось это опровергнуть.
Позвонила в Пензенский областной департамент образования. Оказывается, что там даже и не знали об этом телесюжете. В отделе соцзащиты департамента рассказали, что учителя усыновляют детей с единственной целью – чтобы помочь ребенку обрести семью, вырасти полноценным человеком. Кстати, школу закрыли до того, как в селе Сорокине появились новые ребятишки.
В этом селе несколько таких учительских семей. В каждой были и свои дети. Одна, в которой растут две девочки, взяла на воспитание еще трех. Возникает вопрос: как они сводят концы с концами? Выручает личное подсобное хозяйство, благодаря которому семья не бедствует.
Между прочим, пензенские педагоги были расстроены такой трактовкой их обычного (как они считают) человеческого поступка. Впрочем, в Пензенской области и другие жители охотно берут детей на воспитание, и в этом отношении область занимает первое место в Центральном федеральном округе и шестое по стране. Опустевшие детские дома закрываются.
Так что за сыночками и дочками пензенцам приходится ездить в Саратовскую область.
Во Владимирской области я познакомилась с одной учительницей, которая давно мечтала взять малыша, но не было жилищных условий. И вот два года назад Татьяна Григорьевна усыновила двухлетнего Васю. Мальчик не то чтобы смеяться, даже улыбаться не хотел. Теперь это веселый, жизнерадостный мальчик. Его любит вся семья. Старший сын Павел спешит домой после занятий в вузе, чтобы поиграть с маленьким братцем. Это тот случай, когда приемный ребенок становится родным.
Комментарии