В трех школах подряд классные руководительницы думали, что папа Ани – военный. Уж очень часто ее семья переезжала из города в город – трижды за последние пять лет.
Но такая мобильность объяснялась другими причинами: отец Ани, человек резкий, вспыльчивый, не уживался с коллегами, и ему казалось, что если он поменяет работу, место жительства – все будет в его жизни по-другому. Но на новой работе снова начинались конфликты, а мама Ани, пассивный и уступчивый человек, слушалась мужа и опять готовила вещи к переезду.
Когда семья переехала в другой город в первый раз, второклассница Аня адаптировалась в новом классе легко. Второй переезд совпал с началом подросткового возраста. Было труднее вписаться в классный коллектив еще и потому, что вместо общей дружной компании, которую обычно представляет собой класс начальной школы, Аня встретила сложившиеся стабильные «парочки» и «тройки» девочек-подружек, которые ходили на переменках и гуляли после уроков вместе и неохотно принимали в свои компании новичков. Третий же переезд вовсе стал для шестиклассницы Ани кошмаром…
Могла бы помочь классная руководительница, но, на Анино несчастье, она заболела как раз перед первым сентября, и традиционную встречу с учениками перед началом учебного года провела другая учительница, которая не подумала познакомить новенькую девочку с классом. Аня стояла в толпе чужая, старалась держаться независимо, а ее новые одноклассники подумали: «Какая наглая эта новенькая. Не хочет ни с кем знакомиться, смотрит презрительно. Ну и ладно…»
На переменках она сидела за партой и занималась играми на сотовом телефоне. Одноклассники к ней не подходили. Девочка, к сожалению, не встретила помощи и в семье: отец был занят налаживанием отношений на новой работе, маме из-за нехватки денег – как раз наступил экономический кризис – пришлось искать работу для себя. Родители не обращали внимания на плохое настроение Ани, на тот факт, что она уходит в школу утром одна, без попутчиков, хотя несколько ее одноклассниц живут с ней в одном доме. Даже наступивший день рождения Ани не открыл глаза родителям на проблемы дочери. «Кого из одноклассников ты хотела бы пригласить на праздник?» – спросила Аню мама. «Никого», – ответила та. «Ну что ж, давай тогда пригласим наших с папой новых друзей – у них как раз дети твоего возраста, может, ты с ними подружишься? Да и нам бы хотелось дружить с этими людьми семьями, они нам нужны по работе…»
У Ани оказался сильный характер. Ситуация эта разрешилась для нее в лучшую сторону. Через некоторое время одноклассники поняли, что пришедшая в класс новенькая очень хорошо учится и к ней можно обращаться за помощью. Таким образом, вначале к девочке потянулись две троечницы – с ними Аня пару месяцев позанималась добровольно английским языком. Сложилось некое подобие дружеских отношений. Аню, конечно, не устраивали такие подруги – сказывалась разница интеллектов и интересов. Но эти контакты помогли Ане лучше освоиться в классе. В дальнейшем она приобрела здесь хороших друзей. Жаль, что на эту адаптацию ушло у нее ни много ни мало – целый учебный год. Сколько же отрицательных эмоций принес этот длинный год Ане, сколько слез, выплаканных в подушку… Если бы ее родители отнеслись внимательнее к своему ребенку и не полагали, что шестиклассница – это уже взрослый человек, который может самостоятельно справляться со всеми проблемами… Что они могли бы сделать для своей дочери? Конечно, повлиять на одноклассников Ани они не сумели бы – да это было и не нужно. Однако Ане помог бы совет взрослых, имеющих жизненный опыт, по поводу того, как же стать интересной для других людей, чем привлечь их внимание и – самое главное – как оказаться необходимой людям личностью. Но могли ли дать подобный совет Ане ее родители, которые, очевидно, сами не обладают всеми перечисленными качествами?..
Светлана ПОТАПОВА, собкор
Великий Новгород
Комментарии