Законодательство Латвии предусматривает два вида учреждений высшего образования – университетский и неуниверситетский. Разница заключается в программе обучения (академическое или профессиональное), а также в названии учреждения: «университет» или «академия». Существует и различие в расчете алгоритма расходов денежных средств, так как в университете работает большее количество профессоров.
В Латвии работают три институции управления образованием: министерство образования и науки, совет по высшему образованию и совет ректоров. Самой главной институцией, без сомнения, является министерство, которое обладает формальными правами и возможностями проводить широкий спектр реформ, касающихся высшего образования. Одновременно у министерства недостаточно возможностей для систематического администрирования высшего образования, потому что вузы обладают сравнительно большой автономией. Закон о высших учебных заведениях дает университетам возможность самостоятельно формировать программы обучения и прием студентов, а также определять основные области исследования.
Обучение в государственных вузах подразумевает как бюджетное, так и внебюджетное финансирование. С 1997 года студентам предоставляются два вида государственных кредитов: социальный заем, который помогает покрыть их социальные расходы, и заем на оплату обучения. С 2001 года кредиты выдаются банками и гарантированы государством. На данный момент в вузах Латвии обучаются 110500 студентов, и только 32988 (30 процентов) субсидированы государством.
Поправки к законам принимаются ежегодно, учитывая количество бюджетных мест и ожидаемое число выпускников в тот или иной учебный год. Следует учесть, что закон о высших учебных заведениях ввел также систему оценки качества. Этот процесс контролирует Центр по оценке качества высшего образования.
В начале 90-х годов такие вопросы, как профессиональное управление и стратегическое планирование, не были приоритетами, более того, демократия и децентрализация понимались по-разному. Каждый верил в свои способности преуспеть почти в любой области: быть хорошим лектором, администратором. Принимать одинаково эффективные решения в управлении бизнесом, в международных отношениях, в академической сфере. Это было время перемен и серьезной утечки специалистов за рубеж. Однако за последние три года Латвийский университет добился существенных успехов: были созданы фонды материальной поддержки научных исследований, библиотек, проведена административная реформа.
Ивар ЛАЦИС, ректор Латвийского университета
Комментарии