Не всегда почему-то успешные за рубежом формы и методы работы с детьми дают аналогичные результаты в наших детских коллективах. Виной тому – некоторые особенности российского национального характера и ментальности.
Русский – это немец или японец?
Тезис 1. Стихийный коллективизм
Доказательство. Недавно моя сестра ездила в Германию в составе группы молодых менеджеров по маркетингу. Группа обучалась там на каких-то краткосрочных курсах.
Среди прочих впечатлений сестра рассказала мне такую историю. Группу составляли совершенно не знакомые между собой люди, впервые повстречавшиеся там на месте. В первый же день немцы предложили им несколько программ обучения на выбор, каждый мог составить собственный учебный план и посещать занятия практически индивидуально.
Каково же было удивление немцев, когда группа, посоветовавшись две минуты, объявила, что все будут посещать одни и те же занятия по одной программе.
Еще больше удивились немцы, когда пришло время каждому написать реферат по заданной теме. Тем на выбор было предложено много, с лихвой хватало для каждого. Группа же заявила, что все будут писать реферат на одну (!) тему.
– Но ведь у каждого из вас есть свое личное мнение… – не поверили немцы. – Теперь у вас свобода, каждый имеет право отстаивать свои взгляды. А потом, переглянувшись, заверили: “Не бойтесь, мы никому не скажем”.
– Ну хорошо, – вздохнули наши менеджеры, – мы напишем по разным темам. И разделились на две равные команды.
Вывод 1-й. Из дифференцированного и унифицированного обучения нам больше подходит унифицированное.
Комментарий. Помимо России, жестко централизованная и строго унифицированная система школьного образования существует в Японии. Там даже частные школы работают по общим программам, утвержденным министерством просвещения.
Тезис 2. Приоритет общинных ценностей
Доказательство. Часто со своими студентами в МПГУ провожу такой эксперимент. Говорю им: “Сейчас я произнесу два слова, и те из вас, кто отнес их непосредственно к себе, немедленно поднимите руки. Приготовились: два, три… – аудитория замерла – “права человека!”
Не задумываясь, поднимают руку человека 3-4 из 20, поколебавшись секунду, к ним присоединяются еще две-три руки.
Спрашиваю остальных: “А почему вы не подняли руку?” – “Как-то неудобно, – отвечают, – я подумал, а как же другие?”
Когда такой же эксперимент проводила в японской аудитории, там вообще не поднималось ни одной руки. Может быть, потому, что в японском языке не выражено единственное и множественное число, и “права человека” и “права людей” звучат по-японски одинаково: “нинген-но кэнри”.
Тогда я спрашивала японцев: “Права человека” – это чьи права?” Те обводили руками вокруг: “Вот их… “Нинген-но кэнри” – это права окружающих людей, а моя обязанность их защищать”.
Вывод 2-й. Чужие несчастья способны нас больше взволновать, чем свои собственные. Как и японцы, мы скорее пожертвуем жизнью ради ближнего, чем пошевелим пальцем для себя. В организации процесса обучения должны быть задействованы скорее коллективные, нежели индивидуальные формы стимулирования. Иными словами, мало пользы будет от слов “Учись, потому что это нужно тебе!”, скорее подействует формула “Своими плохими отметками ты подводишь своих товарищей!”
Комментарий. В японских школах задания выполняются группами “хан”, на которые делится класс. На еженедельных уроках морального воспитания “дотоку” специально моделируются ситуации, в которых детей обучают действию в группе. А ведь Япония давно уже демократическая страна, и Декларация ООН о правах человека напечатана там во всех школьных учебниках по обществоведению. Следовательно, демократия бывает разная: западная и восточная. Вероятно, возможна демократия российская.
Тезис 3. Врожденное пренебрежение писаными законами
Доказательство. Я много раз покупала в Детском мире своим детям пластмассовую мозаику. Каждый раз они, составив все картинки, какие только могли придумать, и истощив свое воображение, разбрасывали и теряли все цветные гвоздики. Я даже не успевала заметить, что к мозаике прилагалась инструкция с вариантами орнаментов.
Когда я собиралась ехать в Германию, то в качестве подарка для дочки моей подруги купила все ту же мозаику. Приняв подарок, девочка положила перед собой игру и руководство и начала педантично воспроизводить предложенный в инструкции орнамент. Закончив составление всех предложенных орнаментов, ребенок потерял интерес к новой игрушке, составить что-то от себя она так и не попыталась.
Вывод 3-й. Даже очень успешное изучение законов в курсе граждановедения не гарантирует воспитания законопослушных граждан.
Комментарий. Сознание того, что, сколько законов ни пиши, жизнь идет своим чередом, пропечатано у россиян в костном мозгу. “Закон, что дышло, куда повернул, так и вышло”. Поэтому не лучше ли нам постараться осознать, из каких неписаных правил складывается наша жизнь, и, вместо того чтобы бороться с ними, дать им легальное обоснование?
Резюме. Наши неудачи в подражании западной цивилизации происходят из-за того, что у нас другая система ценностей, мы скорее восточная цивилизация, нежели западная. Невероятно, но факт: совершенно разные природные и исторические условия сформировали сходный тип коллективного сознания и морально-этическую систему общинных ценностей у японцев и россиян. Помимо этого, нам также свойственны созерцательность и склонность к самоанализу, как у “дзен”-буддистов Японии, и внешняя пассивность. В отличие от динамичного Запада, восточные культуры долгое время пребывают в бездействии, сотнями лет не оставляя следов материального развития. Но после этого может последовать взрыв: небывалый выход творческой энергии. Так было и в Японии, когда после 300 лет феодальной самоизоляции в 1868 г. молодой император Мейдзи объявил старт промышленному развитию. Так было у нас, когда после долгой спячки Россия очнулась реформами Петра.
Русский – это совсем не немец, и в то же время русский – не совсем японец. Лучше всего будет, если обучение своих детей мы построим в соответствии со своими традициями, нужно только попытаться их понять.
Юлия БОЯРЧУК, кандидат педагогических наук
Москва
На каждом перекрестке
Прорваться во что бы то ни стало – вот девиз маленьких и не очень богатых французских школьников, мечтающих о высшем образовании.
И сделать это во Французской республике не так просто, как это видится из России. Школьная программа настолько насыщенна и так сложна для восприятия, что сдать выпускные экзамены, получить так называемый “бак” удается далеко не каждому. И если ученик добрался до выпускного класса, это совсем не означает, что ему удастся добиться “бака”. Все экзамены – сугубо письменные, и проскочить просто наудачу, разжалобить или очаровать учителя невозможно. А без “бака” нечего и пытаться попасть в престижный университет.
Помню, как каждый год в апреле-мае мой парижский спортивный клуб “15-й район” наполовину пустел. Школьникам было совсем не до настольного тенниса. И лишь где-то в конце июня ребятишки с обязательно побледневшими, осунувшимися лицами появлялись на тренировках, рассказывая друг другу и нам, взрослым, “сдал – не сдал”. Мой неизменный партнер по паре Мишель, с которым мы пару раз прорывались в Страсбурге в четвертьфинал профсоюзного первенства страны, сидел в выпускном классе два года, пока наконец не заполучил свой “бак”.
Сил на учебу уходит столько, что времени на какие-либо развлечения не остается. Считается, что от такого перенапряга страдает и общее развитие. Математика, другие точные науки, компьютеры – все это школьники с трудом, но осваивают. А вот в области гуманитарной – сплошная пропасть. И стараясь помочь ребятишкам выбраться из нее, министерство национального образования выработало, как это любят делать во Франции, целую “Хартию школы XXI века”.
Усилиями этого министерства и коллег из министерства по делам молодежи и спорта хартия, по нашему российскому застойному выражению, успешно претворяется в жизнь. В чем ее смысл? Да в том, что дети, несмотря на суровейшие к ним требования, должны все же оставаться детьми, а не механическими, натасканными на свой “бак” существами. Вот ради этого им и стараются преподнести в удобоваримых дозах целый ряд приятных и полезных дисциплин, может быть, слегка игнорируемых при серьезной учебе. Это музыка, рисование, искусство лепки, спорт… Обычно занимаются этими не чересчур уж обременительными предметами после обеда, строятся они как развлечения.
С 15 января 1999 года эксперимент ставится в двух тысячах школ. Но еще до этого хартию опробовали в 397 коммунах и 860 учебных заведениях. Считается, что 110 тысяч ребятишек уже испытали некоторое облегчение, регулярно “разряжаясь” на таких вот легких уроках.
Мне было интересно, что одним из авторов хартии стал в 1996 году мой старый знакомец, тогдашний министр по делам молодежи и спорта Ги Дрю. Вам ничего не говорит это имя? В 1976 году молодой парижанин Ги довольно неожиданно для многих выиграл на Олимпиаде в Монреале финал бега на 110 метров с барьерами. Ну а забросив спорт, стал ярым голлистом, мэром одного из парижских центральных округов. А когда к власти пришло правительство Ширака, взлетел и на должность министра.
Сейчас у власти правительство левых, Дрю уже больше не министр, но эксперимент продолжается.
Николай ДОЛГОПОЛОВ
Париж
От редакции.
Нашему коллеге и давнему другу Николаю Долгополову “стукнул” юбилей. Мы не просто поздравляем ответственного секретаря “Труда”, но и желаем в расцвете сил нового творческого взлета.
Чему их там только учат?
Прежде чем отправить чадо в учение за границу… сосчитайте до ста!
Не берусь судить, легко ли иноземным гражданам “в бою”, но осмелюсь утверждать, что в учении им уж точно не тяжело. Так что пора развеять те иллюзии, которые питают отдельные наши сограждане относительно великого блага учения за границей, мечтая отправить туда своих детей при первой же материальной возможности.
В Британии, совсем как и у нас, есть разные школы – платные и “дармовые”, церковные и светские, специализированные и универсальные, только для мальчиков и только для девочек, наконец, есть школы плохие и есть хорошие. Едино же для всех этих школ то, что в них напрочь отсутствует установка на зубрежку изучаемых предметов, зато присутствует невероятная облегченность (в сравнении с российскими школами) программ, в особенности в точных науках, а также символичность домашних заданий. Так во всяком случае строилась образовательная политика в здешних школах до недавнего времени. Но вот намедни британцы забили тревогу. Они внезапно обнаружили, что, заканчивая школу, их дети нередко остаются элементарно… неграмотными!
Тревожным звонком к пробуждению стал сокрушительный провал Британии на международных “экзаменах” по арифметике, который страна пережила как национальный позор. Целью этих соревнований было определить уровень элементарных знаний, необходимых в повседневной жизни, у граждан семи развитых, если не сказать процветающих, государств – Австралии, Британии, Голландии, Дании, Франции, Швеции и Японии. Представителям этих стран в возрасте от 16 до 60 были заданы двенадцать вопросов, не выходящих за рамки учебника математики 6-7-го классов, если мерить мерками нашей обычной средней школы. Ну, например, сколько будет от 5 отнять 2,43? Или – что есть 15 процентов от 700? Разумеется, счетные операции предлагалось проделать не в уме, а на листе бумаги. Что же выяснилось? А выяснились удивительные вещи! Например, только 20% британцев оказались способными на элементарные подсчеты и расчеты, ибо именно такая доля конкурсантов ответила правильно на все 12 вопросов. Причем самыми отъявленными “двоечниками” оказались юные британцы: в возрастной группе от 16 до 24 лет правильно ответили лишь 16%. Каждый десятый участник британской команды не смог умножить 6 на 21, каждый третий не смог вычислить площадь комнаты из ее длины и ширины, каждый четвертый не совладал с извлечением 10 процентов от 7900… Короче, тайное стало явным: уровень арифметических знаний на Альбионе исключительно низок. Конкуренты англичан выглядели несколько привлекательнее: в Японии на все вопросы правильно ответили 43% участников, во Франции – 40, в Голландии – 38, Дании – 36, Швеции – 34, Австралии – 33%. Хотя при ближайшем рассмотрении и их результаты наводят на занимательные размышления о том, как это возможно, чтобы огромная доля населения передовых технократических держав, вооруженная до зубов сложнейшей компьютерной и бытовой техникой, была столь слабограмотной?
Задавшись этим же вопросом, в Британии проблему улучшения качества школьного образования внесли не просто в повестку дня, но возвели в ранг вопросов, не менее приоритетных и жгучих, чем присоединение фунта стерлингов к единой европейской валюте или модернизация монархии. Более того, именно реформа образования накануне последних парламентских выборов заняла одну из центральных позиций в программах противоборствующих партий. При этом спорящие стороны были единодушны в одном: страна не блещет грамотностью, и это может серьезно повлиять на ее будущее.
Особый упор в образовательной реформе был сделан на домашнюю работу учащихся. Проведенные недавно исследования показали, что британские школьники в возрасте от 7 до 12 лет загружены домашней работой намного меньше, чем их сверстники во Франции, Германии, Японии, Китае и США. 14-летний британский школьник посвящает внешкольным занятиям максимум 6 часов в неделю, тогда как в Венгрии, Голландии, Польше, Израиле, Италии и Японии домашние уроки отнимают у ребят минимум 8 часов в неделю. И хотя, как уверяет английский профессор Майкл Барбер, никакой связи между домашней работой школьников и результатами их экзаменов наукой пока не обнаружено, практика показывает, что подобная взаимозависимость-таки имеет место быть.
С нынешнего учебного года британские школьники получили дневники нового типа: в них заметно больше места отведено под раздел “домашнее задание”. Родителям вменено в обязанность задавать деткам нетрадиционный доселе вопрос: “И что же вам сегодня задали?” Грядет в британской школе и еще одна революция: зарплата учителям будет начисляться в прямой зависимости от успеваемости их учеников. Далеко не все учителя встретили эту новацию аплодисментами, считая, что подобная система не учитывает массу объективных факторов, неподвластных одному лишь педагогическому таланту и профессионализму.
Реформы, понятное дело, требуют вложения немалых денежных средств. Поставленные задачи с точки зрения грядущих капиталовложений выглядят подчас неподъемно: осуществить тотальную компьютеризацию британских школ, накрыв все учебные заведения сетью Интернета; перевести оставшиеся сегодня в стране начальные школы на уровень общеобразовательных и т.д. и т.п. За всеми этими начинаниями стоят многие миллионы фунтов стерлингов, которых в казне дерзновенного правительства, в общем-то, нет… Однако сама решимость, с которой Британия идет сегодня на школьное реформаторство, свидетельствует, что в грядущее тысячелетие она намерена войти если и не отличницей, то по крайней мере и не двоечницей.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
А вы не хотите себя проверить?..
1. Отнимите 2,43 от 5.
2. Сложите 5,5; 7,25 и 3,75.
3. Вычислите сумму 4,25; 6 и 7,74.
4. Умножьте 6 на 21.
5. Умножьте 16 на 21.
6. Какова площадь комнаты шириной 11 метров и длиной 18 метров?
7. Сколько яблок получит каждый, если коробку, содержащую 72 яблока, разделить между шестерыми?
8. Чему равняются 15% от 700?
9. Сколько ребят находится в группе из 7900 человек, если их доля в сравнении со взрослыми составляет в этой группе 10%?
10. Чему равны 5/6 от 300?
11. Сколько книг не пошло в распродажу, если общее число книг в магазине 420, а уценили 1/3?
12. Отнимите 1,78 от 5.
* Пользоваться калькулятором в целях чистоты эксперимента не рекомендуется.
Комментарии