search
main
0

Чужая азбука

Воспитание в ущерб образованию
В последнее время в Израиле все чаще стали говорить о падении интеллектуального уровня нации. Социологи, психологи, учителя обвиняют в этом образование. Педагогическая система в стране очень сложно выстроена, не один год ее традиционные методы переплетались с модными тенденциями, не адаптированными к ментальности израильтян. Но главный недостаток образования – огромный разрыв между начальной и средней школой. По словам преподавателей, первые шесть лет – самые полезные и важные для закладки знаний – тратятся впустую. Детей просто не учат. Учитель, одновременно преподающий ТАНАХ (отобранные по принципу наибольшей значимости великие пророчества; аббревиатура, составленная из первых букв слов Тора – Пятикнижие, Невиим – Пророки и Кетувим – Писания), историю, географию, природоведение и математику, не знает ни одного предмета на должном уровне, потому как большинство из них университетов не оканчивали. В начальной школе нет ни домашних заданий, ни контрольных, практически не ставят оценок. По сути, детей не учат, а воспитывают. В итоге каждый десятый ученик 6-го класса не умеет читать, а каждый пятый не то что умножать, но и складывать. Поэтому, когда подростки переходят в 7-й класс, они испытывают шок. В средней и старшей школе – 7-12-е классы – гораздо больше порядка и компетентности, но о качестве, опять-таки, говорить не приходится. Учителя мало заботятся о том, насколько будет пройдена программа. Не успел что-то сделать на уроке, ничего, завтра наверстаем, а лучше вообще забыть об этом. Справедливости ради стоит сказать, что халтурить педагоги вынуждены не от сладкой жизни. В старшей школе наполняемость классов катастрофическая – 30-40 человек, на курсы повышения квалификации редко кто выезжает – деньги на это выделяет государство, практически нет системы поощрения, а о статусе учителя лучше промолчать. Вот почему молодых специалистов в районы не заманишь и калачом. К тому же в Израиле основная статья дохода педагога – репетиторство, а центр страны в этом смысле выгодно отличается от периферии.
Джамиля САЙРАМОВА

Дискриминация дневника
В последние десять лет сельские школы Латвии переживают серьезный кризис, который, похоже, затянется на неопределенное время. И причин тому несколько. Прежде всего это обусловлено резким снижением уровня рождаемости – страна постепенно вымирает, а также миграцией, когда жители провинции предпочитают уезжать в столицу, где вероятность найти работу несравнимо выше. Фактически учиться в сельских школах некому. Более того, там некому преподавать: выпускники педагогических факультетов согласны получать статус безработного и пособие, нежели трудиться в бесперспективных районах. В связи с этим и конкурсы в педвузы практически отсутствуют: престиж профессии учителя нивелирован.
Накаляет ситуацию и отношение государства к образованию. Отсутствие нормальных зарплат у учителей и постоянно сокращающееся финансирование школ привели к тому, что педагоги предупреждают власти о возможности скорых забастовок. Но даже если бы денег и работы на селе хватало, это вряд ли решило проблему. Дело в том, что с 2004 года, в соответствии с принятыми законами о госязыке и об образовании, все обучение в школах должно осуществляться только на государственном – латышском – языке. Подобная норма в отношении государственных вузов действует уже около десяти лет.
Между тем на ущемление прав русскоязычных детей указывают и европейские наблюдатели, и учителя школ с русским языком обучения, и депутаты оппозиции, и многие российские политики. Говоря о дискриминации, нельзя не отметить негласный запрет властей на использование учебников, “методичек” и прочих материалов – дневников и даже тетрадей, выпущенных в России. Даже если латвийские аналоги на русском языке отсутствуют.
Константин КАЗАКОВ

В школу идут добровольцы
Не хватает учителей в младших и средних школах и в благополучных Штатах. К решению этой проблемы здесь подошли радикально: создали программу “Учить для Америки”. Ежегодно выпускников колледжей спрашивают, не хотят ли они стать учителями. С теми, кто дал положительный ответ, сразу же начинают работать.
Для начала “рекрутеры” проходят 5-недельный курс молодого педагога, где они узнают о будущей работе, знакомятся с психологией ребенка, повторяют школьные предметы. Одновременно под началом опытных преподавателей, студенты практикуются в летних школах. По окончании штатные сотрудники оценивают, готов ли молодой учитель к самостоятельной работе. Если да, то его ждет двухлетний обязательный контракт и командировка в одну из сельских школ США.
За 12 лет существования программы отделения “Учить для Америки” подготовили больше шести тысяч преподавателей-предметников. Многие из них по истечении двухгодичного испытательного срока продолжили педагогическое образование. Но это лишь капля в море по сравнению с количеством школьников, которых в Штатах за счет эмиграции с каждым годом становится все больше. Вот почему уровень успеваемости в пригородных школьных округах ниже, чем в центральных. Этот дисбаланс Америка уже более десяти лет пытается решить образовательными реформами, нацеленными на введение высоких стандартов для всех учащихся.
Джамиля САЙРАМОВА

Карта СССР и холодный автобус
В законопослушной Германии образование находится в компетенции 16 федеральных земель, но при этом, согласно ст.7 основного закона ФРГ, всю школьную систему контролирует государство. Поэтому такие проблемы, как нехватка высококвалифицированных учителей, необходимость повышения качества знаний немецких школьников, изменение формы и содержания образования, являются актуальными для всей страны, а не для отдельных учебных заведений, расположенных в сельской местности.
Как известно, Германия относится к наиболее густонаселенным странам Европы – 229 человек на квадратный километр. Из 82 миллионов населения ФРГ 32 % живут в крупных городах (свыше 100 тыс. жителей) и 60 % – в небольших поселениях и деревнях (от 2 тыс. до 100 тыс. человек). Труднодоступных (везде прекрасные дороги) или отдаленных районов (максимальная протяженность территории страны с севера на юг – 876 км, а с запада на восток – 640 км) в стране просто не существует, и все-таки добраться на учебу – проблема.
Раньше начальные школы были почти в каждой деревне, но теперь в связи со снижением уровня рождаемости и постоянно уменьшающимся числом учащихся они закрываются. До недавнего времени перевозку учеников со всех окрестностей, приезжающих в административные центры на занятия, обеспечивала железная дорога. Теперь это признали экономически невыгодным, и подростков развозят автобусы, которые объезжают несколько деревень, поэтому путь до школы занимает полтора-два часа. И все бы ничего, но транспорт старый, неотапливаемый, перегруженный. Удовольствия мало: так все желание учиться пропадет. Сегодня ситуация несколько улучшилась. Парк автобусов постепенно меняется, в каждой общине создаются так называемые объединения водителей: ученики старше 18 лет, имеющие свои автомобили, подвозят в школу младшеклассников.
Что же касается сельского образования, то от городского оно отличается недостаточным финансированием. Здания школ не ремонтируются годами, географию изучают по политическим картам мира, где можно встретить Советский Союз и другие несуществующие государства, на уроках физики приборы 20-30-летней давности, а бывший военный одновременно может вести три факультатива – математику, физику и физкультуру.
Галина АНИСИМОВА
Мария Черноудова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте