Знойная Армения… Давно я не был там, в стране моего детства, в стране моих грез и воспоминаний… Россия давно уже стала родиной: здесь я окончил школу, завел семью, выбрал профессию – стал учителем. Очень рад, что именно на эту стезю ступил однажды, но еще более рад тому, что стал продолжателем учительской династии в своей семье… Семье, уходящей ветвями родословной к далекой Армении.
Основателем учительской ветви в нашем роду является моя бабушка по папиной линии Анаид Торосовна. Она была учителем начальных классов. Первые годы ее учительства были непростыми – 1942-1945 годы, Великая Отечественная война. Тысячи мужчин ушли на фронт, оставив свои семьи. Дети рано взрослели, работали наравне со взрослыми. Но школа продолжала функционировать, в основном начальная, главным было научить читать, писать, считать, а остальное после Победы.
В одном классе сидели дети разного возраста, разного уровня подготовки. И нужно было не только научить, но и поддержать, воодушевить их. Ей, молодому учителю, непросто это давалось, жаль было обездоленных ребят, которые многого еще не понимали, но чувствовали на каком-то инстинктивном уровне, понимали, что война – это что-то страшное и беспощадное…
Превозмогая все трудности, она каждый день приходила к ним с тихой улыбкой и огромным желанием научить, посеять первые ростки знаний в этих неокрепших душах. Правда, и желание научиться тоже было. Ребята сидели в холодных классах, голодные, исхудавшие, но ловили каждое слово учителя и очень старались, рисуя черными угольками на желтой бумаге.
Не менее тяжелыми были и послевоенные годы, когда больше половины армянских семей осиротели, оставшись без кормильца. Детям в школу-то ходить было не в чем: одна пара обуви на шестерых. Перешивали отцовскую одежду. Ходили по очереди. Но учились.
– Учитель тогда был в большом почете, после войны это как-то особенно чувствовалось, – отмечала бабушка.
Эти суровые годы стали настоящей школой жизни для нее. Она повзрослела вместе с детьми и тоже научилась… быть терпеливей, преодолевать себя и верить в лучшее. И говорила:
– Смогла научить в таких условиях, теперь научу любого.
Ученики всегда с теплотой вспоминали о ней и в течение всей жизни присылали письма, звонили, чтобы рассказать о своих успехах, поблагодарить.
За 45 лет педагогической деятельности она поработала в разных школах: сельских и городских. Всегда очень гордилась своими выпускниками.
У бабушки было шестеро детей. Двое из них стали учителями: мой отец Гндзар и тетя Шушаник Айказовна. Тетя была учителем истории, но никто из ее детей, к сожалению, не продолжил династию.
Мой отец Гндзар Айказович Григорян не планировал быть учителем. Он увлекался химией и поступил в Ереванский государственный университет. Окончил его в 1978 году и устроился на работу на военный завод средств связи при Министерстве связи. Мечтал совершить открытия в области химии. Но судьба распорядилась так, что через семь лет отец уже работал в школе. И на сегодняшний день его педагогический стаж составляет 37 лет, Гндзар Айказович продолжает заниматься своим любимым делом.
Химия – сложный предмет, но интересный. Отец на протяжении 25 лет ведет предметный кружок в Школе Абовяна, собирая неравнодушных к этому предмету ребят, а также тех, кому он пригодится в дальнейшем для поступления в университет, в большинстве случаев в медицинский, так как в Армении врач – одна из самых уважаемых профессий. Таким образом, под началом Гндзара Айказовича выросло не одно поколение армянских врачей.
Однажды в класс к отцу пришла прилежная ученица, красавица, комсомолка… Она отличалась не только сдержанностью и безупречным воспитанием, но и усердием. Химия тяжело давалась ей, но она брала старанием, получая заслуженную оценку «хорошо».
Окончив школу в 1975 году, ученица Светлана поступила в Ереванское педагогическое училище имени Островского. Гндзар Айказович и Светлана поддерживали отношения на протяжении всех лет учебы. Завершив обучение в училище в 1978 году, Светлана Урардовна стала учителем начальных классов абовянской русской школы №4. И Гндзар Айказович сделал ей предложение. Так образовалась учительская семья.
Вы можете представить, что происходило вечерами дома? Бесконечные споры, размышления, обсуждения всего того, что случилось за день. Я, словно губка, впитывал все, о чем говорили родители, мотал на ус, мне было интересно: забавно видеть любую учебную ситуацию с двух сторон – ученика и учителя…
Я помню уроки отца: задачи, формулы, схемы, колбы с разноцветными жидкостями, паром… Не хватало, пожалуй, только машины времени. Чувствуешь себя кудесником, способным творить чудеса. Помню, тогда изумлялся: сколько всего знает отец! Он не переставал меня удивлять.
Это было в школе, а дома мне, учащемуся русской школы, отец помогал с подготовкой к урокам армянского языка – он тяжело мне давался, русский почему-то был ближе и понятнее.
Красивые, но такие сложные армянские буквы давались мне с трудом. Это очень расстраивало, ведь я привык быть лучшим во всем. Отец подбадривал как мог и терпеливо все объяснял.
К маме на уроки я тоже ходил. Она отличалась строгостью и требовательностью. Помню стопки тетрадей, которые приносила мама, пометки красными чернилами, оценки… Как же я был счастлив, когда мне разрешали проверить несколько работ! Душа наполнялась чувством гордости, ответственности, я полностью отдавался этому кропотливому труду.
Судьба распорядилась так, что в 1993 году мы с мамой уехали к родственникам в Россию, а папа остался в Армении. В селе Топчиха Алтайского края я пошел в пятый класс. Непросто было в новой стране, новой школе, где не было рядом папы и мамы… Но, преодолев все трудности, я стал отличником.
Через несколько лет в школе появилось место и для Светланы Урардовны. Она набрала первый класс и впоследствии сделала четыре выпуска в топчихинской средней школе №2. Ее вклад в развитие российского школьного образования неоценим. Подтверждением этого можно считать достижения Светланы Урардовны и ее учеников. Она постоянно повышала свое профессиональное мастерство, давала открытые уроки и мастер-классы, сотрудничала с музеями и библиотеками. Педагогическая деятельность и вклад в образование Светланы Урардовны были высоко оценены. В 2005 году она была награждена почетной грамотой Министерства образования РФ. Общий педагогический стаж мамы составляет более 32 лет. Родители, ученики по-прежнему звонят ей и поддерживают с ней теплые отношения.
1 Сентября – праздник всей нашей семьи. Светлану Урардовну всегда поздравляют, дарят ей цветы, словно она и не уходила из школы. А для нее этот день, безусловно, праздник, она чувствует любовь, внимание, поддержку и заботу своих выпускников: помнят – значит любят, значит, удалось вырастить «племя младое», удалось заронить в их души зерна добра и истины, ведь большинство ее учеников стали достойными людьми, а это дорогого стоит.
Мама сейчас на заслуженном отдыхе, но продолжает заниматься воспитанием – теперь уже внуков. Сегодня она живет моими рассказами о школьных буднях, победах, трудностях. Всегда поддержит и даст совет. И очень гордится, что я продолжаю наше семейное дело, такое нелегкое, но благородное.
Я уже и не помню, когда решил стать учителем… Может, это было в детстве, когда смотрел на родителей, а может, позже, когда размышлял о назначении человеческой жизни, осознав, насколько значима миссия учителя на земле.
Еще в школе я всегда старался быть впереди всех, стать лучшим в классе, и мне это удавалось. По всем предметам успевал на «отлично», также активно занимался спортом: футболом, легкой атлетикой и шахматами. Одно время я просто жил шахматами. Отец присылал мне из Армении различные книги именитых мастеров этого вида спорта, я их тщательно изучал, применяя полученные знания на практике. И не зря. Я неоднократно становился призером и победителем школьных и районных соревнований в своей возрастной категории.
Шло время, я окончил основную общую школу. В 1998 году, будучи 15‑летним подростком, неравнодушным к языкам, поступил в Краевой педагогический лицей Барнаула. Обучаясь в 10‑м классе лицея, я начал посещать кружок любителей русского языка, который вела Галина Павловна Луппова, кандидат филологических наук, преподаватель Барнаульского государственного педагогического университета. Занятия под ее руководством были необычайно интересными и увлекательными! Каждый урок с ней был настоящим открытием!
Тогда я еще раз убедился в том, сколько в обучении зависит от учителя, его харизмы, увлеченности предметом. Только искренне любя свой предмет, можно заразить интересом к нему других.
Именно в университете я понял, что выбрал правильную стезю, и стремился к новым победам: чтобы вести других за собой, надо гореть, идти вперед, не останавливаться на достигнутом.
Окончив филологический факультет БГПУ с отличием, я устроился на работу в гимназию №42 Барнаула, но образование решил продолжить и поступил в магистратуру БГПУ по направлению «Педагогика и управление», которую успешно окончил в 2006 году, получив ученую степень магистра педагогики.
Обучение в магистратуре позволило мне, начинающему педагогу, лучше понять особенности межличностных отношений в коллективе и успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в классе. Я считаю, что учитель должен интересоваться не только своим предметом, область его увлечений должна быть шире. Поэтому во внеурочное время я проводил со своими учениками турниры по шахматам, принимая в них непосредственное участие, что особенно нравится детям. А также в сентябре и мае организовывал футбольные матчи. Среди года проводил марафон по компьютерным играм, это позволяло мне узнать их с другой стороны. Подобные мероприятия интересны и мне, и учащимся, они объединяют нас.
Считаю, что учитель – это состояние души, образ жизни…
Я счастливый человек, потому что реализовалась моя мечта – работать в коллективе единомышленников, иметь возможность ежедневного диалога с пытливыми и желающими учиться ребятами, создавать для них ситуации успеха.
Первой студенткой, пришедшей ко мне на практику, была Юлия Константиновна Серова, ныне талантливый педагог, уже получивший признание на профессиональных конкурсах, и моя супруга. Она рассказывает, что очень боялась моей строгости, но знала, что все замечания, касающиеся урока или внеклассного мероприятия, будут справедливыми, поэтому старалась как могла. Помню, увидев ее впервые, сразу понял: будущий педагог, так чинно она держалась. Я ее такой и запомнил – старательной, ответственной, серьезной.
В 2014 году Юлия Константиновна стала победителем городского конкурса «Учитель года Алтая» в номинации «Педагогический дебют», вошла в финал краевого конкурса и стала лауреатом всероссийского этапа конкурса «Педагогический дебют». Также Юлия Константиновна является победителем краевого конкурса лучших педагогических работников в номинации «Молодой специалист».
Мы продолжаем славную династию учителей в своей семье, надеясь воспитать светлое и перспективное поколение, которое будет трудиться на благо нашей Родины – России.
Теперь я мечтаю о том, чтобы дочь Ева продолжила нашу учительскую династию. Может, в будущем она и сделает другой выбор, но пока очень любит школу. Пусть праздничный свет знаний будет всегда освещать наш путь!
Папа мне говорил, что, если остановишься на достигнутом, не устоишь на месте, покатишься назад. И я согласен с ним. Каждый представитель нашей учительской династии стремился к новым свершениям независимо от возраста, стажа работы, сеял доброе, мудрое, вечное. И я верю, что оно, несомненно, даст свои бесценные плоды!
Арсен ГРИГОРЯН, учитель русского языка и литературы Курчатовской школы
Комментарии