«Клуб директоров» подводит итоги года: профессиональное сообщество объединило более трех тысяч руководителей отрасли образования.

«Клуб директоров» – новый уникальный проект в сфере просвещения, проект о профессиональном общении, внимании к управленческому корпусу. Он был создан в 2025 году по поручению Президента РФ и при поддержке Минпросвещения России. В течение полугода команда специалистов Фонда гуманитарных проектов работала над формированием сообщества управленцев, охватывающее все 89 регионов страны, занималась подготовкой образовательных программ и сессий для обмена опытом и профессионального роста. Кроме того, «Клубом директоров» разрабатывается мультикомпонентный цифровой сервис – платформа, позволяющая руководителям школ выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, получать информационно-методическую поддержку и отслеживать показатели эффективности своей работы и деятельности учреждения.
Андрей Кашаев, руководитель «Клуба директоров»:

«Прежде чем официально объявлять о старте «Клуба директоров» мы проделали большую работу по формированию кадровой основы проекта, вместе с регионами отбирали лучших руководителей со всей страны. Также запустили технологическую сторону проекта – работу с показателями, на основе которых будет определяться статус руководителя в Клубе. Это некая система мотивации управленцев для участия в мероприятиях и образовательных сессиях».
Первая стратегическая сессия «Клуба директоров» прошла в начале ноября в выставочном комплексе «Манеж». Старт всероссийскому проекту дали начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков и министр просвещения России Сергей Кравцов. В течение двух дней для 180 директоров городских и сельских школ, лицеев и гимназий, частных образовательных учреждений из всех регионов России были организованы лекционные программы и практические занятия в группах.
Участник первой сессии Александр Мартынов, директор Касторенской школы №2 Курской области, регулярно принимает участие в федеральных конкурсах и образовательных программах, успешно реализует на базе школы проекты профориентации. Создание «Клуба директоров» считает очень своевременным и четко понимание цели и задачи нового проекта. «Общество воспринимает директоров как хозяйственников. На самом деле мы стратегии, и мы вырабатываем определенные шаги для развития образовательной организации и образовательной системы нашей страны в целом. Сейчас мы работаем над выстраиванием единого образовательного пространства. Все понимают, что этот переход не ежесекундный, нам необходимо сосредоточиться на выполнении задач и больше взаимодействовать друг с другом», – отметил Александр Мартынов.
Одним из эффективных форматов взаимодействия с руководителями учреждений стало проведение стратегических сессий «Клуба директоров» в Севастополе, где прошли сразу три насыщенные смены образовательной программы. Директора со всей России получили возможность делиться опытом реализации проектов, работать над конкретными заданиями, стали слушателями лекций и семинаров, а также посетили экспозиции музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес».

В первой образовательной смене приняли участие директора городских школ. Вторая смена организована с учетом потребностей и специфики лицеев, гимназий, в том числе с углубленным изучением предметов. Завершила цикл сессий трехдневная встреча руководителей сельских школ, а также школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Место для мероприятий выбрано не случайно. В древней Корсуни состоялось крещение князя Владимира, что стало основой принятия христианства на Руси и заложило фундамент для становления государственности. Формированию мировоззрения, сохранению культурных традиций, вопросам нравственного воспитания и роли директора в этом процессе на сессиях уделяли особое внимание.
«Идея комплекса в том, чтобы наши школьники, студенты почувствовали историю как свою личную, как часть их жизни. Новый Херсонес рассказывает об истории нашей страны, об истоках самого главного, что у нас есть – это душа России», – приветствовал участников Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).
Программа сессии предусматривала знакомство с музейно-храмовым комплексом, посещение музея Христианства и музеем Крыма и Новороссии, также директора посетили МДЦ «Артек».
Андрей Рыжков, директор школы №9 города Балашов Саратовской области стал участником первой смены в «Новом Херсонесе» и был впечатлен выбором места проведения мероприятия. «Здесь зарождалась наша цивилизация, культурный код России, здесь ощущается государственность, державность, – поделился впечатлениями Андрей Рыжков. – Само место проведения сессии благоволит общению, обмену инициативами и практиками. Я поделился с коллегами опытом нашей школы, которым уже сейчас становится фундаментом многих общегородских проектов. Например, мы проводим серию малых кадетских балов. Ребята танцуют полонез, венгерку, польку, кадриль… Мы стали организовывать балы в необычных местах: в историческом здании администрации, в доме офицеров, в театральном парке. В итоге кадетские балы стали городской традицией».
Григорий Пейсахович, директор Бауманского лицея, г. Йошкар-Ола:
«Происходит понимание такого важного управленческого звена, как директор школы. Возникает ощущение оптимизма, потому что в текучке, в бесконечной суматохе иногда уходит главное — видение перспективы. Эта встреча и в целом создание «Клуба директоров» дает достаточно ощутимую порцию оптимизма, ощущение значимости, важности стратегических задач».
Лучшими практиками в процессе работы в группах смогли поделиться и участники третьей стратегической сессии – руководители сельских школ и учреждений для детей с ОВЗ. Среди них – Игорь Николаев, директор Усть-Коксинской школы имени Героя Советского Союза В. И. Харитошкина. В сельской школе обучаются более тысячи детей, а в состав учреждения входят еще и пять детских садов. Игорь Николаев признается, что несет ответственность буквально за всех детей небольшого поселка на берегу реки Катунь. «Замечательно, когда директоров со всей страны объединяют, когда у нас есть возможность поделиться своим опытом и узнать, как построена работа у коллег. Например, мы рассказали про патриотические мероприятия на День Победы и узнали, как открыть кадетские классы, – рассказал Николаев. – Это полезно и для самих руководителей, и для государства в целом. «Клуб директоров» – это единство, сила, целеустремленность, движение вперед».
Взаимодействие и полезное общение директоров со всей России продолжилось в онлайн-формате. Каждую неделю руководители встречаются перед экранами мониторов на утренний кофе. «Кофе с директорами» проводит обладатель звания Директор года России 2024 года Алексей Махновецкий. Темы для каждой встречи определяются самые разные – от ценности образовательного туризма и мотивации педагогов до возможностей, которые открываются перед участниками конкурса «Лидеры России. Команда».

«Многие руководители школ ждали такой площадки, как «Клуб директоров», вокруг которой мы могли бы объединиться не только для решения конкретных текущих вопросов, но и синхронизироваться в части вопросов государственной политики и важных стратегических задач, которые стоят перед системой образования, – рассказал Алексей Махновецкий. – Мы на пути к единой образовательной системе, единого образовательного пространства, и начинаться оно должно как раз-таки с единения руководителей и тех, кто отвечает за образование на местах».
Также в декабре для участников «Клуба директоров» прошла большая научно-практическая конференция в онлайн-формате. Впервые образовательная программа прошла с таким охватом участников: на конференцию зарегистрировались порядка 7 тысяч руководителей со всей страны – директоров школ и лицеев, учреждений дошкольного и дополнительного образования. Встреча на единой площадке позволила представить свои уникальные проекты даже самым небольшим школам из отдаленных населенных пунктов. Участники имели возможность дискутировать в чатах секционных заседаний, обсуждать, как применить те или иные практики в регионах.
Андрей Кашаев рассказал, что все секции конференции были организованы с учетом запросов самих руководителей. На этапе формирования тем командой «Клуба директоров» был проведет анализ направлений, соответствующих потребностям директорского корпуса. «Одной из задач проекта является создание системы прямой коммуникации, информационной среды, которая позволит директорам взаимодействовать между собой. «Клуб директоров» — это проект о профессиональном, качественном общении, проект о внимании к директору и о том, чтобы директор чувствовал себя важным для государства», – отметил Кашаев.
Стоит отметить, что о первых результатах работы «Клуба директоров» сообщают регионы: участники стратегических сессий активно реализуют полученные знания на практике, заявляются на всероссийские конкурсы и мероприятия, развивают на региональном уровне взаимодействия с руководителями учреждений.
Дарья Трофимова

Комментарии