Людей, о правах которых я хочу написать, редко встретишь на улицах города, в школах и институтах, в магазинах и кафе. По отношению к ним общество обычно равнодушно или брезгливо-агрессивно. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх преследуют людей с ограниченными возможностями. Но это ЛЮДИ.
Общество традиционно игнорировало людей с ограниченными возможностями. Тема прав инвалидов стала актуальна в мире только после Второй мировой войны. Государства не могли игнорировать героев, обеспечивающих победу над фашизмом. Молодые, активные мужчины, которых было большинство среди инвалидов Второй мировой, сами стремились продолжать активную жизнь в обществе. Как следствие, появились организации, помогающие инвалидам включаться в нормальную жизнь, программы, охватывающие не только проблемы экономики, но и отношения общества к людям с ограниченными возможностями.
Наше государство формально признавало равенство и права людей-инвалидов, но на практике предпочитало не замечать ни инвалидов, ни их потребностей и проблем. Я впервые шла по улицам нашего города, стараясь представить себя на месте человека, выехавшего в инвалидной коляске. Мой маршрут включал самые необходимые учреждения. Итог получился неутешительный…
Прежде всего между дорогой и тротуаром достаточно высокий бордюр, преодолеть который на коляске почти везде невозможно. В городе только один продуктовый магазин с соответствующими условиями, где можно было бы купить, например, одежду. Ни одной аптеки, в которую можно въехать на инвалидной коляске, и только одна поликлиника оборудована пандусом. Правда, пандус есть еще у стоматологической поликлиники, но, как выяснилось, он не соответствует стандартам. Даже беглый взгляд заставляет заметить слишком крутой угол наклона, затем идет узкий тротуар – и проезжая часть. Таким образом, съехать без риска для жизни инвалиду самостоятельно невозможно.
Единственный удобный пандус в городе есть лишь в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Впрочем, даже попав в поликлинику (как детскую, так и взрослую), дальше первого этажа человеку на коляске не подняться. Везде при входе – довольно узкие двери, в целях борьбы с холодом поставленные на такие тугие пружины.
С нарушением прав инвалид сталкивается с самого детства. Государство поощряло родителей при появлении в семье ребенка-инвалида отказываться от него, отдавать его в дом ребенка или интернат. Такую семью не осуждали. Наоборот, общество с осуждением и подозрением относилось к семьям, воспитывающим инвалидов. Считалось, что ущербный ребенок – это следствие пьянства или другого неправильного поведения родителей, что в хорошей семье не может родиться, например, ребенок-даун, хотя наукой доказано, что взаимосвязь здесь вовсе не такая прямая.
Когда рухнул СССР и открылся «железный занавес», обнаружилось, что в других странах инвалиды тоже есть, но они не прячутся и живут совсем по-другому. Они не только имеют права, но и пользуются ими. Во всех развитых странах существуют стандарты по обустройству общественных мест, транспорта и т.д., и если инвалид в коляске не смог проехать в дверь кафе, он может запросто подать на это кафе в суд, и справедливость будет на его стороне.
Однажды мне в руки попал удивительный каталог одной немецкой фирмы. Ее специализация – товары для инвалидов. Каких только приспособлений не напридумывали для того, чтобы инвалид мог сам себя обслуживать! Даже если ты не ходишь, или у тебя деформированы пальцы, или ты не можешь согнуться, чтобы надеть чулки, о тебе подумали. Цель всех разработок – сделать жизнь инвалида удобной и независимой.
В 2002 году я оказалась в Московской областной детской неврологической больнице. Это больница, где основной контингент – дети с детским церебральным параличом, с миопатиями, очень много инвалидов, в том числе колясочников. Так вот, даже в этой специализированной больнице нет удобного въезда и выезда, мамы тащат детей-инвалидов на прогулку буквально на себе, нет никаких приспособлений для того, чтобы помыть такого ребенка и т.д.
С детства ребенок лишается общения со сверстниками, потому что не может покинуть четырех стен, где с пятого этажа непросто спустить даже детскую коляску, не говоря уже о громоздких инвалидных колясках.
А если человеку не выйти из дома, зачем думать о его правах вне стен квартиры? Ведь, несмотря на то что болезнь или несчастный случай лишили инвалидов многих возможностей, они остаются такими же членами общества и имеют равные права со всеми остальными гражданами. Но обеспечить соблюдение этих прав на практике оказывается непросто. Когда речь идет об инвалидах, каждый случай требует индивидуального подхода, в то время как система прав изначально стремится уравнять всех. Исходя из принципа равенства прав, инвалиды должны получать поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычной системы здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.
Одним из важнейших, на мой взгляд, прав инвалидов является право на реабилитацию, ведь человеку, ставшему инвалидом, требуется не только чисто физически приспособиться к ограничению собственных возможностей – заново научиться ходить, ориентироваться в пространстве, обслуживать себя, трудиться. Гораздо важнее социальная и психологическая адаптация. Не секрет, что практически все инвалиды переживали состояние отчаяния, беспомощности, бессмысленности существования, страха перед будущим и перед самим обществом. Реабилитация должна как можно более полно компенсировать ограничение возможностей, вернуть уверенность в себе, осознание своей ценности и полезности обществу.
И если медицинская реабилитация зависит главным образом от компетенции медиков и уровня развития медицины, то социальная и профессиональная адаптация зависит от того, по каким стандартам живет общество. Совершенно неучтенной проблемой, на мой взгляд, является необходимость обеспечить возможность психологической реабилитации для родственников инвалидов, особенно для родителей ребенка-инвалида, находящихся зачастую в состоянии шока и растерянности.
Подобные же проблемы существуют и для высшего образования. Формально право на высшее образование оговорено как в Конституции Российской Федерации, так и в нормативных документах, касающихся прав инвалидов. Однако, заканчивая среднюю школу, инвалид оказывается в ситуации, когда он просто не может реализовать свои права и льготы на получение высшего образования.
Понятно, что общественное сознание быстро не переделаешь, но государство должно настойчиво внедрять предложенные ООН стандарты. Сделать так, чтобы любой человек в государстве чувствовал себя под защитой закона свободным, полноценным, уверенным в будущем – задача всего общества.
Ксения ДАВЫДЕНКО, ученица 11-го класса, Великие Луки, Псковская область
Комментарии