search
main
0

«Чувствовать» – от «чувати»

Примерно год назад я услышала мнение одного преподавателя, кандидата педагогических наук, о предмете «Русский язык». Звучало оно примерно так: биология – это наука, математика – тоже наука, как и физика, и еще целый ряд предметов, а русский язык – это не наука и даже не предмет, а лишь средство для изучения других наук. Тогда мне это высказывание показалось обидным и несправедливым. Но через некоторое время я поняла: да, это инструмент, но самый важный инструмент! Поскольку мы живем в России, общаемся на русском языке, являемся его носителями, и наше общение напрямую зависит оттого, насколько точно выбраны слова и поняты их смыслы.

То есть первое, для чего нужен словарь, – для того чтобы не путаться в смыслах. Решать эту проблему помогает этимологический словарь. Отсюда и понимание того, что приоритетом в обучении на уроках русского языка и литературы должно быть не освоение набора знаний, умений и навыков, но понимание смыслов явлений, которые заключены в слове. Когда ученик понимает, о чем говорит, соответственно он правильно действует, а это обеспечивает его успешность, в том числе и на уроках. Поэтому основной дидактической единицей на уроках русского языка и литературы должен быть словарь.

У меня на уроке их несколько. С пятого класса по седьмой их два – толковый словарь Ожегова и Шведовой и этимологический словарь Шанского и Бобровой. Мне больше других нравится этот, хотя есть много других этимологических словарей, например четырехтомник Макса Фасмера, но он для более старшего возраста. А задача в пятом классе – научить детей пользоваться справочной литературой и не бояться ее, сформировать из нее образ помощника. Человеку невозможно все знать, для этого есть словари! По мере взросления на уроках появляются новые словари: иностранных слов, словообразовательный, фразеологический, словарь синонимов, паронимов, орфоэпический словарь. Несмотря на то что в учебнике всегда дается перечень слов в разделе «Говори правильно», найти ответы на все возникающие вопросы там невозможно. Тогда на помощь приходят орфоэпический словарь и словарь грамматических трудностей русского языка. Очень хорош в этом плане справочник грамматических трудностей Розенталя. И конечно, начиная с девятого класса одним из самых популярных оказывается орфографический словарь русского языка. Это связано с тем, что словарный запас к старшим классам расширяется и одного учебника с его словариками уже недостаточно.

На каждом уроке русского языка на парте должен лежать словарь. Мы приобретаем комплект словарей в пятом классе, они стоят в кабинете, и на каждую парту кладется один словарь. В итоге за год дети не по одному разу работают с различными словарями. Учитель может помочь ребенку научиться грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, давая запрет на бездумное письмо. Здесь мы сталкиваемся с новой трудностью. Если говорить об орфографии, то для правильного написания приставок, суффиксов, а также корней слов нам необходим словообразовательный словарь. Например, слова БАГРОВЫЙ и БАГРЯНЫЙ в школьной программе даны как словарные слова, но в словообразовательном словаре Тихонова показаны корень БАГР и суффиксы ОВ и ЯН. А в этимологическом словаре БАГР – это обозначение красного цвета в древнерусском языке. Соответственно наши два слова перестают быть словарными и становятся словами с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Для примера несколько слов, которые перешли в разряд проверяемых благодаря словарям: КОРЗИНА – от слова КОРЗАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ – от ЧУВАТИ, то есть глубоко что-то переживать. При работе с безударной гласной в корне очень помогает словарь омонимов: разрЯдить обстановку – разрЯдить посевы, а посевы у нас растут рЯдами. Также очень помогает словарь паронимов. Все это еще раз говорит о том, как необходимы словари на уроке.

Ирина ГОРШКОВА, учитель русского языка и литературы лицея №1, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте