Мы хотим рассказать о некоторых формах и методах работы, которые позволяют добиться значительных успехов на занятиях с одаренными детьми. К сожалению, эти методы не всегда можно эффективно использовать на уроках. Основная причина в том, что для работы ученикам нужен довольно высокий уровень базовых знаний. Наши методы правильно назвать групповыми, то есть ориентированными на небольшое количество ребят.
«» позволяет учителю, обнаружив пробелы в самообразовании отдельных учеников, группы в целом, изменить тактику подготовки, составить индивидуальные задания для участников профильной группы, проконтролировать их выполнение.«» состоит их нескольких этапов: «» состоит из нескольких этапов:
Исторический бой
Это одна из самых эффективных форм для контроля и актуализации знаний участников профильной группы, воспитывающая чувство времени, способность к импровизации, быстрому реагированию на изменившуюся ситуацию, умение правильно, корректно задавать вопросы, давать точные и убедительные ответы, внимательно выслушивать точку зрения оппонента, аргументированно высказывать свое мнение, адекватно оценивать свой уровень подготовки. Участники «исторического боя» обмениваются не только знаниями, но и опытом.
«Исторический бой» позволяет учителю, обнаружив пробелы в самообразовании отдельных учеников, группы в целом, изменить тактику подготовки, составить индивидуальные задания для участников профильной группы, проконтролировать их выполнение.
Целесообразно заранее объявить тему «исторического боя» и предложить ребятам самостоятельно составить вопросы, предварительно уточнив их типы (на знание терминов и исторических личностей, на понимание исторических событий, явлений и процессов). Вопросы всех типов должны быть и у руководителя профильной группы.
В состязании могут принимать участие от 3 до 6 человек. Если ребят больше, то лучше разделить их на две и более группы, а бой проводить в 2 тура.
Особая ценность «исторического боя» в том, что для его проведения не требуется дорогостоящего оборудования. Только блокнот для записей вопросов и таблицы рейтинга, песочные часы на 1 минуту и 2-3 минуты.
«Исторический бой» состоит их нескольких этапов:
I – термины;
II – личности;
III – вопросы на понимание.
Перед началом каждого этапа учитель проговаривает критерии, в соответствии с которыми ответ признается правильным и полным, после чего участники поочередно задают вопросы друг другу. Обдумывать ответ на I и II этапах можно 1 минуту. Если ответ полный, то участнику присуждается 1 балл, если частичный – 0,5 балла. Очень важно соблюсти принцип очередности дополнений: приоритетное право на дополнение имеет следующий за отвечающим в порядке, оговоренном перед началом «исторического боя», существенное дополнение оценивается в 0,5 балла.
Каждый этап «исторического боя» может состоять из произвольного количества туров. После окончания каждого этапа подсчитываются баллы, и учитель оглашает рейтинг участников, формулирует причины неудачных вопросов и ответов, дает рекомендации.
Третий этап включает вопросы на понимание, под которыми мы подразумеваем постановку и решение какой-либо проблемы, определение причинно-следственных связей исторических событий, явлений и процессов, аргументированное изложение своей точки зрения на поставленный вопрос. Поскольку это самый сложный этап «исторического боя», то времени на выступление должно отводиться больше – 2-3 минуты. На этом этапе «исторического боя» может возникнуть дискуссия, и это, разумеется, должно всячески поощряться.
Желательно приучать детей ссылаться на издания письменных исторических источников, сборники документов, учебные или справочные издания, откуда была получена информация, использованная при ответе на вопрос.
Для оценки ответов и дополнений на этом этапе должно быть предусмотрено больше баллов, нежели на I и II этапах «исторического боя». По завершении данного этапа учащиеся анализируют свои ответы и ответы своих оппонентов.
Ребята могут устать от многочисленных вопросов, ответов и дополнений. На «переменке» можно предложить конкурс на определение:
1) авторства текста;
2) времени создания текста;
3) названия текста;
4) события, явления или процесса, упоминаемого в тексте.
Учащимся предлагаются подготовленные заранее фрагменты текстов. Если ребенок может дать ответ на один или более вышеуказанных пунктов, он поднимает руку еще во время чтения. Максимальное количество баллов, которое участник может получить по итогам этого конкурса, – 4 балла. В случае, если школьник дал неверный ответ, в анализе данного текста он уже не участвует.
Примерная продолжительность «исторического боя» – 1,5-2 часа, однако в нашей практике бывали случаи, когда «исторический бой» с участием наиболее опытных и «закаленных» учеников затягивался и до 3-3,5 часов. Руководителю группы следует помнить, что «начинающие бойцы» на первых порах будут уставать, поэтому первая битва может состоять из одного этапа, а длительность ее не должна превышать 30-45 минут.
Руководитель группы фиксирует все вопросы, из которых формируется база данных «исторического боя». Настоятельно рекомендуем приучать участников профильной группы к систематической записи не только неизвестных фактов и источников информации, но и их интерпретации другими участниками группы.
Схемография
Однажды ученик профильной группы изучения истории лицея-интерната №2 Московского района Казани под руководством Юрия Лазарева заявил, что история – это наука, изучающая причинно-следственные связи событий, явлений и процессов, а потому необходима такая форма группового занятия, которая развивала бы эту компетенцию. Методом проб и ошибок после нескольких экспериментов была выработана форма учебной деятельности, получившая название «схемография».
«Схемография» состоит из нескольких этапов:
I этап (5 минут).
Каждый участник, в том числе и учитель, на двойном тетрадном листе прорисовывает схему взаимосвязанных событий, явлений и процессов, указывая их причины (объективные и субъективные), условия, итоги и значение. Составители схем должны оставить достаточно места для их заполнения. Схемы передают по кругу.
II этап (15-20 минут).
Каждый участник заполняет полученную схему и передает ее следующему.
III этап (10-15 минут).
Каждый просматривает уже заполненные схемы и дополняет их, на обороте делаются замечания по качеству составления схемы и ее содержания.
IV этап (5-10 минут).
Схемы в законченном виде возвращаются к авторам для ознакомления и дополнения.
V этап.
Каждый участник по очереди выходит к доске и, изобразив свою схему, проговаривает то, что заполнил он, дополнили другие, прочитывает замечания и отвечает на вопросы.
Ребята учатся не только аргументированно и корректно выражать свою точку зрения, но и совместно работать над разнообразным материалом, и получать коллективный интеллектуальный продукт.
Особая ценность данной формы группового занятия состоит в том, что каждый его участник требует четкой и качественной работы от своих коллег.
Как и при подготовке к проведению «исторического боя», ученики должны продумывать схемы заранее.
Основная проблема «схемографии»: ученики работают с разной скоростью, поэтому некоторые успевают ознакомиться с большим количеством схем.
Очень важно предупредить учащихся писать крупно и разборчиво – это экономит время!
При подготовке к проведению «схемографии» руководитель группы должен проработать все доступные ему таблицы и схемы, предложить учащимся заполнить некоторые из них, обсудить, какие виды таблиц и схем встречаются в справочной литературе, какие умения необходимы для их заполнения.
Учащиеся должны понять смысл занятия – самостоятельное составление и заполнение схем, а также их обсуждение, должны иметь четкое представление о понятиях: объективные и субъективные причины, повод, исторические события, явления, процессы, итоги, значение.
Эссе и рецензии
Традиционно школьный предмет «история» относят к устным, однако необходимо научить ребят четко излагать свои размышления, аргументировать свою точку зрения на события, явления и процессы в истории не только устно, но и письменно.
Одна из наиболее распространенных форм олимпиадных заданий – написание исторического эссе. Во время трех республиканских и трех российских олимпиад по истории участники профильной группы лицея-интерната №2 познакомились с различными подходами к написанию исторического эссе, и на основе этого опыта мы выделяем следующие критерии для данного типа заданий:
1. Содержание работы должно полностью соответствовать данной теме и исчерпывать ее; если тема сформулирована слишком обширно, то допустимо сужение темы и рассматриваемой проблематики.
2. Постановка проблемы, целеполагание и задачи исследования.
3. Этот жанр предполагает аргументированное рассуждение о проблеме.
4. Четкое предъявление личной позиции автора.
5. Четкость и строгая логичность рассуждения (предполагается наличие плана).
6. Соответствие выводов рассуждению.
7. Адекватное использование терминов, фактов и адекватное упоминание исторических личностей.
Целесообразно ограничивать учащихся во времени и в объеме работы. Ребятам необходимо несколько раз перечитать текст, проверяя его по всем критериям и дополняя по мере необходимости, прежде чем переписать его в беловом варианте.
Ученики могут работать над эссе как индивидуально, так и в группе.
Поскольку учащиеся предварительно ознакомлены с критериями и требованиями, предъявляемыми к историческому эссе, они способны при обсуждении работ обнаружить ошибки коллег и свои собственные. Наиболее типичные ошибки:
1. Описательность или репродуктивность: ученики на память воспроизводят учебник и другую литературу.
2. Излишняя фактологичность.
3. Нецелесообразный выход за пределы темы.
4. Ничем не обоснованное оценочное суждение.
5. Нарушение логики изложения.
6. Не соответствующие выбранной теме и рассуждению выводы или отсутствие оных.
7. Неясность или отсутствие личной позиции автора.
8. Излишняя, доходящая до экзальтации эмоциональность, чаще всего фальшивая.
9. Непонимание темы, что может проявиться в неадекватном использовании профессионального языка, в отсутствии проблемного подхода в работе, незнании исторических источников.
Наряду с написанием и обсуждением эссе целесообразно учиться писать рецензии. Каждый участник профильной группы рецензирует одного из коллег по жребию.
Рецензия должна представлять собой анализ исторического эссе, своеобразное «эссе об эссе», в котором рецензенту необходимо отметить сильные и слабые стороны текста, сформулировать вопросы к содержанию работы, предложения по ее улучшению, а также оценить качество предъявленной ему работы.
Юрий ЛАЗАРЕВ, казанский лицей-интернат №2, Ляля ГАЛИХИНА, Шаудат САДЫКОВ, казанская гимназия №122
Комментарии