Основная задача воспитания – постепенно научить подростка думать, действовать и выполнять разного рода обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослыми, а также общаться с людьми по нормам взаимоотношений взрослых. Если выделить в общей задаче частную задачу гражданского воспитания, она будет связана с необходимостью научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определенные обязательства. Научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, проявляя неравнодушие к существующим проблемам и желая изменить ситуацию в лучшую сторону, научить выполнять обязанности (общественные поручения, ответственность за какой-то участок работы).
Общение со сверстниками играет доминирующую роль в развитии социальной зрелости личности. Заинтересованность старшего подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям, замечаниям и обидам и вызывает желание стать лучше (отсюда и результативность рейтинговой системы оценивания). Кроме того, возникает желание воздействовать на сверстников, они в полной мере воспитывают друг друга, предъявляя целую систему требований, и строго следят за исполнением. Если же требования не выполняются, часто применяют отказ от общения как самое действенное средство.
У каждого подростка свойства нервной системы предопределены генотипом человека, и воспитание не может изменить их коренным образом. Но можно и нужно воспитывать подростка так, чтобы он знал о своих природных особенностях и вырабатывал навыки саморегуляции, коррекции и управления собой. Воспитание личности подростка через систему тренингов, деловых, ролевых и комплексных игр дает возможность каждому попробовать свои силы и способности, понять, что у него получается успешнее, решить, какие профессии с этой деятельностью связаны, чтобы в перспективе определить пути своей профессиональной ориентации.
На наш взгляд, подростковый возраст является сензитивным к гражданскому воспитанию, т.е. периодом повышенной чувствительности для восприятия ценностей демократического общества, осознания своей роли как носителя демократических ценностей, формирования активной жизненной позиции. Появление чувства взрослости, уважения к себе как к личности, потребность в определенной независимости приводит к тому, что подросток задумывается над ценностями, которые для него значимы, проявляет интерес к осмыслению истории своей Родины и ее современного периода, стремится высказать свою точку зрения и желает быть услышанным.
Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, в то время как другие проявляют моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, от принятых в нем традиций воспитания детей. Л. Колберг (Гарвардский университет) создал теоретическую схему параллельно теории Ж. Пиаже о стадиях когнитивного развития. Согласно Колбергу, развитие нравственного чувства есть последовательный прогрессивный процесс. Им были предложены три общих уровня морали: предшествующий традиционному, традиционный конформистский, самостоятельный, принципиальный.
И внутри каждого из них шесть типов: ориентация на возможное наказание, послушание, наивный потребительский гедонизм, мораль “пай-мальчика”, ориентированная на поддержание хороших отношений, одобрение окружающими, ориентация на авторитет, мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона, индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно.
Дж.Дж.Трейси и Х. Дж. Кросс провели исследование, которое дает нам основания считать, что развитие моральных суждений может быть ускорено обучением и тренировкой. Исследование заключалось в оценке существующего нравственного развития 76 семиклассников и последующем предоставлении половине из них возможности участвовать в ролевых играх, требующих уровня нравственности на одну ступень выше, чем имевшийся в наличии. Через три недели все мальчики снова получили задание по оценке этических проблем. Испытуемые из экспериментальной группы продемонстрировали большую нравственную зрелость, чем их сверстники из контрольной группы, не имевшие возможности научиться более зрелым решениям. Этот эксперимент доказывает, что нравственный и социальный тренинг в гражданском образовании способен создать условия для того, чтобы подросток мог гораздо быстрее пройти все последовательные ступени нравственного, а на его основе и гражданского развития и научиться принимать зрелые решения и действовать на основании этих решений, ставших убеждением и основой гражданского действия. Хотя зрелость суждений, конечно, не является единственным фактором нравственного поведения.
Возрастающая потребность подростка в новом типе отношений со взрослыми, т.е. изменение социальной ситуации развития, требование признания своей самостоятельности, равноправия со взрослыми позволяют в режиме тренинга моделировать реальные социально-политические, политико-экономические, семейные и межличностные ситуации и давать возможность подросткам в этих ситуациях действовать. Новый тип отношений влечет за собой использование паритетного диалога на уроке и во внеурочной деятельности, необходимость предоставления подросткам широкого социально значимого “поля деятельности”, что обусловливает проектную (коллективную и индивидуальную) деятельность.
Преобладание ориентации на сверстников, на коллектив, повышенная потребность в общении дают возможность, включившись в коллективную деятельность, активно развивать такие качества личности, как сознательное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, уважение коллектива и его решений, ответственность перед коллективом за свои поступки, взаимопомощь, толерантность.
Ярко выраженное стремление подростков попробовать свои силы в разнообразной деятельности, познать свои возможности необходимо направлять в том числе и на освоение всех видов политической, культурной, социальной, спортивной деятельности, на освоение всех социальных ролей, которые необходимо в той или иной степени исполнять в жизни. Это роли избирателей, кандидатов в депутаты, предпринимателей, налогоплательщиков, министров, родителей, артистов, учителей, лекторов, администраторов-руководителей и т.д.
Самая тонкая категория для отслеживания и диагностики – это категория “воспитанность”, а в ней можно выделить еще более тонкую – “гражданственность”. Потому что здесь, как нигде, критерием истины является практика – реальные поступки, несущие в себе заботу не только о своем благе, но и о благе ближнего и о благе всей страны. “Нравственное поведение всецело есть продукт воспитания”. Наталия Воскресенская и Исак Фрумин считают, что гражданственность может трактоваться как: умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; способность к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями; наличие ответственности за свои поступки и свой выбор, понимание юридических и моральных обязанностей перед обществом и государством; критическое и преобразующее отношение к социальной действительности.
Если за основу воспитанности взять пункты, сформулированные А. Чеховым в письме к брату Николаю, то к шкале человеческой воспитанности можно выстроить противовес из шкалы гражданских ценностей и правил (признаки гражданственности) (см. таблицу).
“Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, мало прочитать Пиквика и вызубрить монолог из Фауста… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…”
Антон Чехов
Если вести речь о гражданском воспитании, то здесь тоже нужны и тренировка (многократное исполнение), и воля, а не только лишь бездумное выучивание основ законодательства или перечня прав и обязанностей. От простого увеличения суммы правовых знаний гражданственности не прибавляется, и даже напротив – чистые знания без внутреннего патриотизма оказываются вреднее всякой правовой безграмотности!
Вот почему в определении уровня общей гражданской воспитанности и собственно гражданственности важно найти свои критерии и акценты. У советской педагогики есть такой опыт, которым не стоит пренебрегать. Так, например, программа наблюдения для выявления политической воспитанности по А. Иващенко включает в себя 3 раздела: наблюдение за реакцией на события общественно-политической жизни, за отношением к предложению включиться в общественно-политическую деятельность, за отношением к самому процессу общественно-политической деятельности в своем коллективе.
Коллектив авторов выделяет следующие гражданские навыки, которые, по нашему мнению, можно расценивать как критерии гражданственности, если отслеживать и анализировать по ним линию поведения подростка. Юный гражданин должен уметь: размышлять и действовать от имени индивидуума и общественного блага; идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем; принимать и защищать свои решения по поводу обсуждаемых проблем.
Марина ШКРОБОВА,
член правления Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”
Ульяновск
Приложение
Программа наблюдения по Иващенко:
1. Как реагирует на события общественно-политической жизни?
Знает о них, сопереживает, выступает инициатором обсуждения в кругу товарищей;
знает, сопереживает, участвует в обсуждении, но сам инициативы не проявляет;
знает о событиях общественно-политической жизни, но в обсуждении не участвует;
не знает, не интересуется событиями общественно-политической жизни.
2. Как относится к предложению принять участие в общественно-политической деятельности?
Сразу откликается на предложение, предлагает способ действия, если он не определен учителем или комсомольской организацией;
выражает стремление участвовать, но конкретный способ участия, если он не предложен другими, назвать затрудняется;
соглашается участвовать под влиянием определенных стимулов;
не выражает своего отношения, старается остаться незамеченным;
пытается найти доводы, чтобы отказаться от участия в деятельности;
высказывается против.
3. Как ведет себя, участвуя в общественно-политической деятельности?
Работает ответственно, добросовестно, проявляет инициативу, творчество;
работает добросовестно, ответственно, но инициативы не проявляет;
работает, но без особой ответственности, неровно, по настроению;
постоянно нуждается в побуждении к действию;
порученное дело не выполняет.
Таким образом, воспитание гражданина начинается с чувства собственного достоинства, с богатства, которое несет в себе личность, и готовности его отдать, что во многом обусловлено сложившимся характером отношений граждан государства между собой и с существующим государством.
Гражданственность личности определяется степенью зрелости личности гражданина и его социальной активностью.
В этом смысле подростковый возраст является сензитивным к гражданскому воспитанию. Появление чувства взрослости, уважения к себе как к личности, потребность в определенной независимости приводит к тому, что подросток задумывается над ценностями, которые для него значимы, стремится высказать свою точку зрения и желает быть услышанным.
Комментарии