search
main
0

Чувство окрыленности

С давних пор мы пытаемся найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл жизни. Философы прошлого считали, что все в мире создано не случайно, а для какой-то необходимости.

Иными словами, жизнь нам дана, чтобы мы могли в ней чего-то добиться, стать успешными. Однако секрет успешности до сих пор до конца не раскрыт. Что позволяет людям достигать успеха? Можно ли воспитать успешного человека независимо от того, насколько благополучна или обеспечена семья, в которой он рос?

Каждому человеку в жизни свойственно получать два воспитания: одно ему дает его окружение, а другое он создает себе сам. Ребенок приходит в этот мир, еще не осознавая себя в нем. Все последующие события, ситуации и слова формируют представление ребенка о своем месте в этом мире, определенным образом создавая некую программу, влияющую на его будущее. Первые люди, которые закладывают основу такой программы, – это родители. Их жизненный опыт и личный пример показывают, что можно, а что нельзя, к чему стремиться и как относиться к себе и миру вокруг.

Любой ребенок рано или поздно должен почувствовать себя успешным, познать чувство уверенности в своих силах, победить страх преодоления неудачи и прийти к своей личной победе. Однако без усилий и стараний стать успешным невозможно. Кроме этого, у ребенка на пути к успеху обязательно должен быть наставник, который верит в него и помогает двигаться к намеченной цели. Таким наставником может стать кто-то из родителей или школьных учителей. Он покажет ребенку путь к успеху, направляя и поддерживая его. С ранних лет, проходя вместе с ребенком маршрут от старта до победы, даже в самой простой игре, наставник дает своему подопечному возможность приобрести свой первый опыт успешности.

Воспитание успехом формирует в ребенке важные черты характера, повышает самооценку, развивает чувство достоинства. Ребенок или подросток, который своим трудом добился успеха и признания, навсегда запомнит это ощущение радости и окрыленности.

На первый взгляд быть успешным означает, что нужно побеждать всегда и во всем. Однако это не так, потому что успех можно разделить на несколько видов.

Первый успех – это способность достигать собственных желаемых целей, таких как победы в спорте или занятиях по душе. Второй – успешность отличника, который стремится добиваться результатов только в процессе обучения. Это совершенно разные виды успеха. Ведь жизнь неоднократно доказывала нам, что хорошие оценки в школе не всегда являются гарантией успеха в жизни. Чаще всего высоких результатов достигают те дети, которые были активны и деятельны не только в учебе. Почему это происходит?

Кроме акцента на фундаментальные общие знания очень важно учитывать талант и потенциал ребенка. Тогда воспитание успехом становится очень простым в применении и требует единственного усилия от наставников – извлекать и развивать лучшие качества, заложенные в ребенке с детства. При этом наставник берет на себя большую ответственность, вникая в эти интересы, обеспечивая поддержку и движение ребенка по пути к успехам. Как отыскать в ребенке то, что может сделать его успешным? Нужно больше интересоваться жизнью и увлечениями детей, особенно подростков.

В моей педагогической практике было много ярких примеров воспитания успехом. Вот один из них. Мой ученик Володя, будучи в 8‑м классе, не проявлял старания в учебе, не веря в то, что он может чего-то в этом добиться. Единственным его увлечением в то время были компьютерные игры. Однажды я заметила, как он быстро и ловко стучит пальцами по клавиатуре. Мне пришла в голову идея использовать это в своем воспитательном процессе. Я предложила Володе принять участие в соревнованиях по скоростной печати, в которых нужно было внимательно читать текст и в то же время правильно и быстро его печатать, уверив его, что никто не справится с этим лучше него. Спустя несколько месяцев тренировок на городском чемпионате «Правильно и быстро» среди сотни участников Володя занял третье место, получив не только грамоту, но и свой главный жизненный приз – первый публичный успех. Он изменился, поверил в себя, стал более контактным, улучшил оценки в учебе. Володя хорошо окончил 9‑й класс, поступил в 10‑й, в данное время готовится к выпускным экзаменам в школе.

Воспитывая ребенка успехом, нужно объяснять, что он в первую очередь должен идти к нему сам. Надо быть готовым к тому, что успех может прийти не сразу, а после провала, на пути к успеху не исключены ошибки. Когда я готовила одного из своих учеников к поступлению в театральный институт, то мы даже не предполагали, что он не поступит на актерское только из-за роста. Артем был невысоким, но очень пластичным, поэтому ему предложили зачисление на отделение артистов кукольного театра. Он был очень расстроен, так как до этого несколько лет успешно выступал на сцене в школьных театральных постановках. Однако это был не провал, а лишь новый старт. Вера в свои силы, поддержка близких и воспитание успехом привели Артема на большую сцену Бродвея. Встречаясь на его спектаклях в Москве, мы вспоминаем то время, которое дало ему ощущение правильного восприятия ситуации успеха и провала.

Основная причина, по которой ребенок может не достигнуть успеха, – отсутствие понятия о том, чего он хочет на самом деле. Поэтому многие просто решают ничего не предпринимать и оставляют все как есть. Именно таким детям особенно важно встретить своего наставника, который помог бы им найти себя и развить свою успешность.

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства любого человека. Это залог положительного отношения к школе, спорту, науке, жизни. Таким образом, воспитание успехом становится одним из главных факторов развития личности.

Лариса МИРОПОЛЬСКАЯ, педагог-организатор школы «Глория»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте