Сложности современного образования вообще и исторического в частности делают проблему школьного учебника более чем актуальной. Хороший учебник – залог благоприятной атмосферы на занятии, нормального состояния психики ребенка, развития его интеллекта, что, несомненно, сказывается и на всей образовательной среде, формирующейся в школе и дома.
В свое время, когда учебников было мало, учителя загоняли в жесткие рамки содержания и формы преподавания курса истории. Сейчас другая ситуация – книг множество, но отбор материала, манера изложения, методический аппарат настолько разнообразны, а порой противоречивы, что выстроить систему исторического образования школьному учителю и усвоить ее ученику не всегда удается.
Настоящим прорывом стали учебники А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. Накопленный в прежние годы опыт позволил им создать новый УМК (учебники, методические пособия для учителя, рабочие тетради для учащихся и различного рода справочники) по курсу отечественной истории для 6-9-х классов общеобразовательных школ «История государства и народов России» (М., Дрофа, 2003).
Хронологические рамки учебников традиционны: 6-й класс – с древнейших времен до начала ХVI века, 7-й класс – ХVI-ХVIII века, 8-й класс – ХIХ век и 9-й класс – ХХ век. Перед авторами стояла задача – выстроить единую, опирающуюся на общие концептуальные, научно-исторические, дидактические, психолого-педагогические и методические основания учебную линию, создать действительно комплект, а не разрозненный набор книг. И они с этой задачей справились. Школа получила УМК, значение которого для многонационального государства трудно переоценить – это история России, и в то же время это история каждого ее народа, которую (и это очень важно) при желании можно дополнить, расширить и углубить на региональном уровне.
Учебник помогает по-иному взглянуть на народы, проживающие на территории современной России. Выделенные в отдельные параграфы темы политического и культурного положения народов, вошедших в состав Российского государства в XVI-ХIХ вв., логично приводят к пониманию корней национальных проблем и предпосылок их решения на современном этапе (начало ХХI в.). Появляется широкое информативное поле для анализа национальной «составляющей» Российского государства, что, конечно же, представляет определенный потенциал и для осмысления исторических уроков (ошибок и достижений в области национальной политики и национальных отношений), и для формирования толерантного мышления. Уже в учебнике для 6-го класса авторы, обращаясь к ученикам, говорят о том, что «история многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России» и «каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, то есть в формирование российской цивилизации». В рамках следующих курсов (7-9-е классы) дети узнают о том, как расширялось Московское государство, на каких принципах строились, как развивались взаимоотношения с народами Сибири, Поволжья, Кавказа, Прибалтики, Украины, Польши и Финляндии и как исторический опыт влияет на формирование федеративных отношений в современной России. В этом смысле очень показательны параграфы о национальной политике в ХIХ в. (например, о Кавказской войне) и в ХХ в. (в условиях тоталитарной и командно-административной систем).
Сдержанность в изложении самых трагических страниц истории советского государства (гражданской войны, периода массовых репрессий, Великой Отечественной войны) только усиливает эмоциональный настрой текста. Это очень важно, потому что излишние пафосность и назидательность порой способствуют отторжению материала, не вызывают сопереживания и чувства гордости за свою Родину. В воспитании патриотизма необходимы корректность и чувство меры. Авторам и здесь удалось удержаться на достойном уровне. За сжатостью информации и, на первый взгляд, «сухими» цифрами открывается масштабность происходивших событий.
Определения терминов и понятий, представленные в учебниках, кратки, просты и доступны учащимся. Книги содержат и разнообразные дидактические материалы – исторические карты, иллюстрации, вопросы и задания для самостоятельной работы. Задания, помещенные в конце параграфа, подобраны так, чтобы не только закрепить и расширить полученную информацию, но и стимулировать аналитическую деятельность школьников. Например: «А.С.Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова великого поэта» (6-й класс; речь идет о нашествии монголо-татар на Русь); «Когда могли быть написаны строки: «Волга, Волга – мать родная, Волга – русская река…»? Свой ответ подтвердите фактами
(7-й класс); «Русский генерал А.Н.Снесарев, анализируя характер продвижения в Азию, отметил его схожесть с освоением Сибири атаманом Ермаком. Согласны ли вы с подобным утверждением? Обоснуйте свою точку зрения» (8-й класс); «В чем заключались особенности «модернизации по-советски»? (9-й класс). Подобные задания не дадут учащимся скучать на уроке и дома, выводя их на преобразующий уровень аналитической деятельности.
Прекрасно выполнены иллюстрации учебников комплекта. Подробные цветные карты максимально приближены к тексту, они расширяют информацию об изучаемом вопросе, позволяют наглядно представить динамику развития тех или иных процессов, являются, по сути, визуальной подсказкой и ориентиром в тексте.
Разнообразие предложений на рынке учебной продукции усиливает конкуренцию между авторами и издательствами, создает широкое информативное поле и выбор у школ. В этих условиях А.А.Данилов и Л.Г.Косулина не только совершенствуют свои учебники, но и выпустили компьютерный диск, содержащий 278 мультимедийных лекций – более 24 академических часов дикторского текста, 6000 иллюстраций, более 2 часов озвученной кинохроники, 1000 тестов, кроссвордов. (История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., КлиоСофт, 2000).
Думается, что уважаемые авторы на этом не остановятся и продолжат свою работу над тем, чтобы сделать процесс изучения и обучения истории России в школе увлекательным и интересным.
Елена СИМОНОВА, кандидат исторических наук, Тула
Комментарии