search
main
0

Чувство локтя. На селе каждый учитель – универсал

Чтобы добраться до села Локти в Нижнеомском районе, нужно проехать двести километров от Омска на маленьком автобусе. Ходит он четко, как часы: вечером – из города, в 5 часов утра – из Локтей. Останавливается на левом берегу Омки. А школа – на правом. Ни денег, ни техники на расчистку ледовой переправы для движения автотранспорта в совхозе нет. Но ребятишки с левой стороны несутся в школу вскачь – быстрее старой лошадки, запряженной в сани для особо важных гостей. Летом, правда, работает паром на ручной тяге – зараз перевозит либо пятерых взрослых, либо десяток детей.

реди 42 учеников девятилетки – половина «левых», половина «правых». Правда, сами они друг друга так не делят. Чувство локтя у юных сельчан развивает школа, ведь на обе стороны реки это единственный очаг культуры. Клуб давно разморожен, а по телевизору вместо омских новостей ловятся новосибирские. Два раза в неделю почтальон привозит почту из соседней Глухониколаевки. Туда же на школьном автобусе ездят старшеклассники. А раньше добирались – на чем придется. Совхоз выделял, конечно, транспорт, но на него и смотреть-то без слез было больно, а уж тем более – путешествовать.

Локтинская школа маленькая и очень ухоженная. В ней чисто, уютно и море цветов. Как дома. И в самом деле здесь не просто учатся, а живут. Взрослые приходят не только на родительские собрания, но и на дискотеки, соревнования, политинформации. Для детей двери закрываются после шести вечера, когда заканчивается внеклассная работа. Каждый учитель ведет по нескольку кружков и секций. На районном конкурсе «Флора» Локтинская школа традиционно занимает первые места. При ней есть огромный учебно-опытный участок, который еще в пятидесятых годах создала агроном и учитель Валентина Солодкевич. Картошкой, луком, морковкой ребята обеспечивают себя сами, выращивая рассаду на школьных подоконниках. Погреб выкопали старшеклассники, помидоры, огурцы, капусту солят всем миром – и ученики, и учителя, и технички. Потом также дружно едят: месячная плата за обеды 20 рублей с человека. А 60 сортов цветов выращивают исключительно для красоты, которой школа пытается спасти деревню.

– Вот такое богатство оставила нам Валентина Николаевна, – говорит Тамара Подвальных, директор школы. – И еще важнее – воспитала замечательного педагога для наших ребятишек, свою дочь Елену Павловну.

Елена Дьякова преподает географию, экономику, технологию. А кроме этого, ведет кружок «Умелые руки»: учит детей шить, вязать, мастерить кукол, плести макраме. Для локтинских детей такие умения не менее важны, чем знания. Их родители достатком не отличаются, устроиться в жизни вряд ли смогут помочь. Гибнет село. И все же Елена Павловна со своими помощниками-учениками затеяла музей. В нем – летопись деревни, зуб мамонта, старинные монеты и прочие реликвии, собранные детьми в домах односельчан и на берегу Оми. Была здесь когда-то, еще в ХVIII веке «резиденция благочинного Тюкалинского уезда» – место для бойкой торговли, еженедельных ярмарок. Теперь совхоз рассчитывается со своими работниками натуральными продуктами. «Живых» денег локтинцы не видят давно, а многие ребятишки их в руках не держали отродясь. Может, поэтому о рублях и копейках в школе не любят говорить ни педагоги, ни ученики. Дети, как утверждает Тамара Александровна, у них чистые, как снег, заносящий деревню до крыш. И очень талантливые. Вера Вологодская после окончания Омского агроуниверситета стала преподавателем вуза. Маша Матвеева получила диплом переводчика, работает за границей. А Юля Дейснер за рубеж не поехала – закончила курсы иностранного языка, сейчас преподает в родной школе и учится заочно в университете. Подрастает еще одна «звездочка»: восьмиклассница Анжела Чернова. У нее по всем предметам только пятерки.

– Это потому, что у нас много хороших учителей, – объясняет девочка. – Как минимум десять.

То есть все. Педагогический коллектив школы – десять человек. Они тоже, как Анжела, отличники по всем предметам. Про Елену Павловну, например, ребята говорят, что с нею интересно, потому что она все-все знает. При этом еще и постоянно учится на всяких курсах. Образование Дьякова получила будто специально для маленькой школы: закончила сначала два техникума – строительный и индустриально-педагогический, потом уже педагогический университет. Преподавать может практически все предметы. Впрочем, «узкий» специалист в школе только один – математик. И тот – директор. Сейчас учителей стало больше – из соседней деревни, где закрыли школу, пришла биолог Вера Дейснер. Пришлось делиться часами, но локтями здесь не толкаются – не принято. Дополнительного предмета новенькой не хватило, поэтому она заменяет всех учителей в их отсутствие. Вере Михайловне не привыкать, на старом месте она была единственным учителем разновозрастных учеников. Курсы в Омском институте повышения квалификации работников образования прошла уже по всем предметам.

– На мой взгляд, учителей для малокомплектных школ нужно готовить специально. Судя по нашим педагогам, это вполне возможно, если у учителя есть желание, – считает Тамара Александровна. – Чтобы много знать, совсем необязательно быть ученым. Наши ребята прощают педагогам, если те не могут ответить на вопрос именно сейчас, сегодня. Хотя, если это случится и завтра, им вряд ли понравится. Так что учителю требуется в первую очередь постоянная работа над собой. Чтобы не надоесть, надо меняться, расти. Мне кажется, что невозможно приготовить учителей для малокомплектных школ в университете. Тут ведь еще одна проблема. Какой горожанин поедет в глухую деревушку вроде нашей? Надо очень любить село, чтобы отправиться работать к нам после университета. Вот педагогическое училище в Саргатке на севере Омской области уже начало выпускать специалистов-многостаночников. К нам нынче пришла Марина Чепурина – она может и географию вести, и русский, и чтение, и пение, и информатику.

Константин Чуркин, ректор Омского государственного университета, разделяет мнение о том, что сельские учителя должны быть особенными – владеть несколькими специальностями, иметь одно высшее и несколько дополнительных образований. Готовить таких специалистов ОМГУ считает своей основной задачей. Поэтому профильных специальностей у студента обычно две, а параллельно можно стать пользователем ПК или водителем, что актуально на наших сибирских просторах. Только в деревню выпускникам вуза все равно не хочется.

– Это понятно, – оправдывает их Тамара Александровна. – Кроме всего прочего, у нас ведь и не заработаешь. Самая большая нагрузка – 22 часа. Так что выживаем подсобным хозяйством. Наши учителя умеют все – дрова рубить, коров доить, сено косить. Они учат не только наукам, но и жизни. Не всякий папа может показать, как правильно держать в руках топор, не говоря уж о рубанке. А Виктор Дьяков это делает с удовольствием. И руки золотые, и сердце.

Виктор Никанорович ведет рисование, ОБЖ и черчение. В свободное от работы время оформляет школу. Не за деньги, а от души. В спортзале висит удивительное панно, выполненное его руками. Он кумир местных мальчишек. Честно говоря, и конкуренция у него небольшая – в спивающейся деревне хороших пап немного.

Быть учителем, а заодно отцом и матерью 42 учеников – этому в университете не учат. На линейке в День учителя Тамара Подвальных пошутила, мол, надоели, наверное, ребята, вам педагоги – одни и те же лица, только ночью от нас и отдыхаете. Обычно строгая и дисциплинированная линейка сломалась, зашумев: «Вы ж нам родные!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте