В настоящее время обеспечение психологической безопасности образовательной среды является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Что же такое психологическая безопасность и почему ее создание является необходимым и приоритетным в современной школе?
Каждый день тысячи ребят приходят в школу и проводят в ней значимую часть своей жизни. Школьная жизнь включает в себя не только уроки, но и общение со сверстниками и педагогами, внеурочную деятельность, кружки, школьные мероприятия, поездки, экскурсии…
И если в школе обучающийся чувствует себя тревожно и некомфортно (из-за ситуаций, связанных с неблагоприятными межличностными отношениями со сверстниками, неприемлемым стилем педагогического общения, учебными перегрузками), то снижаются его способность исследовать мир, его открытость познанию, восприятию новой информации, создается почва для неуспешности в личностном развитии и учебной деятельности. Все это обусловливает необходимость сосредоточения фокуса внимания педагогов-психологов на проектировании безопасной и комфортной образовательной среды.
Доктор психологических наук, академик РАО И.А.Баева рассматривает психологическую безопасность как условие, обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Психологическая безопасность образовательной среды включает в себя следующие основополагающие характеристики:
– отсутствие психологического насилия (когда нет места игнорированию и унижениям, а есть доброжелательность, чувство защищенности и доверия);
– удовлетворение потребности в личностно доверительном общении (когда можно не бояться высказывать свою точку зрения, обратиться за помощью в случае возникающих трудностей, присутствует внимательное отношение к просьбам и предложениям);
– референтная значимость среды (когда присутствует положительное отношение к школе, принимаются и разделяются школьные коллективные ценности и нормы).
Обеспечение комфортности и безопасности образовательной среды требует комплексного системного подхода, где, несомненно, важную роль играют наличие и эффективность психологической помощи в конкретной образовательной организации.
В нашей школе специалистами психолого-педагогической службы был выделен круг практических задач по созданию психологической безопасности образовательной среды, которые стоят перед педагогом-психологом в первую очередь.
Первая задача – обеспечение единого подхода к оказанию психолого-педагогической помощи – является одной из центральных в развитии московского образования. Приведение деятельности педагога-психолога к профессиональному стандарту через форму самоаудита «Чек-лист мониторинга деятельности психолого-педагогического консилиума и специалистов службы» позволило выявить проблемные зоны, требующие развития в профессиональной деятельности как отдельных специалистов, так и службы в целом.
Вторая задача – выявление и поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социализации. Для решения этой задачи в образовательном учреждении мы апробируем чек-лист определения категории «испытывающий трудности», который разработан психологами в рамках участия в городском проекте ГППЦ ДОНМ «Создание психолого-педагогической службы в МРСД».
Чек-лист заполняется учителем и специалистами, чтобы прояснить степень образовательных трудностей и, соответственно, определить пути помощи конкретным детям. Также при решении этой задачи обучающимся предлагается посещать в школе группы поддержки и развития по предметным областям на бюджетной основе, тем самым они могут значительно повысить свой образовательный результат.
Третья задача – выстраивание эффективной учебной коммуникации и развивающей среды урока. Реализация данной задачи происходит через участие педагогов в экспертных сессиях, в ходе которых они выполняют практические задания, осваивают технологии поддержки внутренней мотивации обучающихся (что является движущим компонентом успешного обучения), тем самым совершенствуют свои профессиональные навыки. Создание успеха для каждого ребенка, несомненно, является ресурсом профилактики негативных проявлений, и мы понимаем, что это важнейшая практическая задача в современных реалиях.
Четвертая задача педагога-психолога в рамках деятельности по созданию психологической безопасности образовательной среды – это выстраивание системы своевременной профилактики негативных проявлений в образовательной среде и разработка алгоритма быстрого реагирования в экстренных ситуациях.
В нашем образовательном учреждении к сложным ситуациям подключаются специалисты школьной службы примирения, прошедшие обучение технологии медиации. С их помощью классные руководители осваивают восстановительный подход, который, как показала практика, способствует повышению доброжелательной атмосферы в классе и ответственности учащихся, готовности понимать друг друга и вместе находить решение.
При решении данного круга задач педагогами-психологами основной акцент делается на работе и партнерстве с педагогами. Ведь именно педагог каждый день взаимодействует с обучающимися, лучше других знает их потребности и интересы. Педагог в современной школе решает много задач, и они касаются как вопросов обучения, так и формирования личности учеников.
В этой ситуации психолог выступает как эксперт, консультант и партнер, помогающий педагогу создать оптимальные условия для обучения и воспитания детей, выстроить оптимальную траекторию развития для каждого ребенка, и ориентирован на то, чтобы сделать работу воспитателя, педагога, классного руководителя более эффективной.
Таким образом, целенаправленная работа службы психолого-педагогического сопровождения по выстраиванию психологической безопасности образовательной среды вносит свой вклад в обеспечение психологического здоровья школьников. Ведь, если созданы условия, в которых школа воспринимается как надежное место, где ребенок чувствует себя спокойно и комфортно, где он не боится совершать ошибки и двигаться вперед, где он ощущает себя в безопасности, тогда у него есть ресурсы, чтобы познавать новое, сосредоточить свое внимание на учебной деятельности и развивать свои лучшие личностные качества.
Наталья МАЛАХОВА, педагог-психолог, руководитель ППС марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы;
Виктория ВЛАСОВА, педагог-психолог марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы
Комментарии