search
main
0

Чувство кадра

Как стать мастером презентаций и научиться искусству быть понятным

Бывает, новая книга информативна, а читать почему-то неохота. Видишь на обложке имя, портрет автора, но безразличием веет от каждой строки. На бумаге буквы, цифры, графики какие-то, а за ними пустота. Но есть и такие учебные пособия и даже бизнес-книги, в которых неожиданно для себя обнаруживаешь черты человеческого документа. Автор не думал исповедоваться. Он выполнял конкретную задачу: чему-то научить, поделиться секретами мастерства. Но, рассказывая о своем профессиональном становлении, увлекся, проговорился о более важном.

Тема «Слова на слайде» – создание текстов для презентаций – может показаться недостойной большого разговора. Для многих презентация чего бы то ни было – лишь способ манипуляции, выдачи желаемого за действительное. Однако автор не терпит неуважения и к адресатам слайдов, и к самим слайдам. Он предлагает отказаться от шаблонов и конвейерного метода в работе. И, например, пишет: «Современный мир учит нас мыслить технологически. Даже за самыми тонкими, почти нематериальными вещами – творческим озарением, теплотой человеческого контакта, чувством счастья – мы склонны искать технологию… Мы все пытаемся понять научно и объяснить логически. Мечтаем создать безотказную модель для каждого фрагмента реальности и, опираясь на нее, что-то сдвинуть в нашей жизни к лучшему. Это правильный и плодотворный подход. Но его одного мало. Еще важно чувствовать».

Начинается книга с признания: «Когда мне предложили писать тексты для презентаций, я подумал: «Что за чепуха?» – и отказался». Позже точка зрения автора изменилась. Могу представить реакцию на подобный рассказ циника. «Сумму другую назвали, вот и согласился!» – воскликнет тот, усмехаясь. Но иронию стоит отбросить. Есть нечто вызывающее доверие в тоне, выбранном Александром Григорьевым, в его рассказах о формате, ставшем темой книги: «Сперва я заметил, как у меня начало зарождаться чувство слайда: я стал воспринимать пространство, в которое помещаю текст, как источник выразительных решений. Так просто-текст превратился в текст-на-слайде, визуально организованную композицию. Мое обращение с материалом – идеями и продуктами клиентов – от проекта к проекту становилось все более свободным и творческим». Ага, думаешь, разговор-то серьезный намечается. Кто-то из читателей потом создаст удачную презентацию. Но для самого Григорьева она, презентация, ценна не только как практический инструмент, но и как особый коммуникационный жанр, едва ли не вид искусства. Вообразим прозаика, который перестал писать рассказы и достиг совершенства в жанре хокку. Несколько иероглифов на листе – это так похоже на слайд презентации. Потом и других научит, написав большую книгу.

Структура «Слова на слайде» проста. Немного теории, затем демонстрация (со слайдами), как воплощать советы вроде «проявите структуру» или «выделите главное, удалите лишнее». Словесная руда, которую отбросят, тоже нуждается в осмыслении. И тут у автора появляются неожиданные соратники. Еще в 1962‑м Корней Чуковский написал книгу о языке «Живой как жизнь». Многое в ней актуально поныне. К примеру, страницы о «болезни под названием «канцелярит», форме советского новояза, разъедающей «организм» языка. Позднее на ту же тему писала переводчица Нора Галь. Сходства и отличия новоязов 1921, 1962, 2023 годов – тема отдельная. Но давние исследования подтолкнут задуматься о формулировках, уместных в презентации, где без официально-делового тона не всегда обойтись. Как не сорваться в канцелярщину? Как пользоваться той «мертвечиной» для достижения успеха или победить ее? Надо помнить: «живая речь приводит к подписанию контрактов быстрее, чем выводок бизнес-штампов и обманчивая деловитость стиля». Канцелярит – просто форма надувания щек, за ней таятся невежество, отсутствие мысли, страх ответственности: зачем искать слова, когда есть спущенные сверху шаблоны? Бывает и иная крайность: попытка сделать «красиво». Вместо громоздких бюрократических конструкций мы увидим на слайде что-то многозначительное, но столь же бездарное и невнятное.

Александр Григорьев, подготовивший более 200 презентаций для клиентов из разных отраслей бизнеса и сфер жизни, уверен: чтобы постичь этот язык, особых усилий не нужно. «Достаточно быть внимательным к своим ощущениям. Прислушиваться к ним, когда строишь фразу, выбираешь размер шрифта, подыскиваешь на слайде место для абзаца или помещаешь на него геометрическую фигуру».

Встречая подобные фразы в книге, я вспоминал диалог из пелевинского романа. Герою предлагают работать криэйтором, а тот переспрашивает: «Творцом?» И зря: циничный работодатель тут же ставит его на место. Но, оказывается, даже в таких сферах деятельности творцом быть реально.

Александр Григорьев. Слово на слайде. – М. : Бомбора, 2023. – 272 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте