«Время не отделить от пространства. И пространство от времени. И мы от них неотделимы. Время течет сквозь нас. Мимо нас. Вместе с нами» – это небольшая цитата из текста, который в январе 2009 года открыл в «Учительской газете» проект «Фундаментальные понятия». Автор текста и идеи проекта – Петр Положевец, главный редактор «УГ». Неожиданная идея родилась после встречи в Подмосковье с победителями и лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России». Именно учителя года и стали авторами проекта, где фундаментальные понятия, продолжая друг друга, пересекались, превращаясь в части одного целого. В 2009 году были подготовлены 12 специальных выпусков газеты в газете. В «Учительской» появилось еще одно пространство для диалога ярких, нестандартно мыслящих людей. Из их взглядов, мыслей и прочтения самых разных фундаментальных понятий рождалось представление о сложности и единстве мира. По сути, проект «Фундаментальные понятия» стал попыткой воплощения метапредметного подхода к изучению различных школьных предметов, их интеграции через общие фундаментальные понятия.
В ноябре 2009 года проект газета в газете «Фундаментальные понятия» получил всероссийское признание. Он стал победителем в номинации «Лучшая специализированная газета по образованию» ежегодного конкурса «PRO-Образование». Диплом на торжественной церемонии получил главный редактор «УГ» и активный автор «Фундаментальных понятий» Петр Положевец.В 2010 году проект переместился в Сеть – на сайт «УГ». А в бумажной газете мы каждый месяц неизменно публиковали дайджест каждого выпуска.Сегодня мы ставим точку в списке наших фундаментальных понятий и представляем его итоговый выпуск «Чувство и разум».Редакция благодарит всех наших замечательных авторов, которые вместе с нами на протяжении двух лет создавали этот проект. Архив всех его выпусков в открытом доступе по-прежнему можно будет найти и прочитать на www.ug.ru.Английский языкНина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, лауреат I Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года РФ», победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель РФ», представитель РФ в IEARN, НовосибирскSensation… вовсе не сенсацияСлово «чувство» и его производные в английском языке выражаются двумя совершенно разными группами слов. Любой ученик приведет примеры feel – глагол чувствовать, и feeling – существительное чувство. Последний пример также может оказаться отглагольным существительным, или герундием; причастием; составной частью сказуемого; прилагательным. В древнем и среднеанглийском существовало сходное с современным слово felen, родственное немецкому fuhlen. Как многие слова англосаксонского и немецкого происхождения, они испокон веку использовались в бытовой, обыденной обстановке. Если спросить школьников, знают ли они синонимы, другие слова со значением «чувство», скорее всего, в ответ мы получим лишь недоуменные взгляды. Между тем синонимов, антонимов, а также производных в данной смысловой группе очень много, но они ведут свое происхождение от совсем другого корня. Со времен Римской империи, а позднее в результате нормандского завоевания (1066 год) в формирующемся языке укоренились многочисленные слова латинского и французского происхождения. Сегодня они мирно сосуществуют в английском языке как синонимы, однако используются в разных регистрах, стилях.Лексическая группа, однокоренные слова, происходящие от латинского sensus – чувство, смысл, разум, является одной из самых интересных в английском языке. Если заняться ею всерьез, материала хватит не только на сообщения и доклады, но и на целые рефераты, курсовые работы. Кроме того, в нее входят многочисленные слова, помогающие наглядно объяснить учащимся, что такое false friends – ложные друзья переводчика.Согласно любому словарю первым существительным в этой группе оказывается sensation. А его первым значением вовсе не является сенсация…Русский язык и литератураУльяна ЧЕРНЫШОВА, учитель русского языка и литературы Баскаковской школы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», Гагаринский район, Смоленская областьОт «побудки сердца» к духовной силеСловарь Даля невозможно просто полистать и отложить в сторону. Каждое слово – живая зарисовка русской действительности. Вот и слово «чувствовать» открывает целый мир сомнений и переживаний, целую гамму эмоций и размышлений. Чувствовать, по Далю, значит «ощущать, чуть, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами». А еще «познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями», иметь «чувство духовное, нравственное, зачатки души человеческой, тайник, совесть; сознание души, побудка сердца». Владимир Иванович отметил при этом, что чувства духовного, нравственного, этой «побудки сердца» нет у животных. Человека и животных объединяет некое «общее чувствилище человека, животного, способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира. При этом Даль напоминает: «Не увлекайся порывом доброго чувства, а спрашивайся своего рассудка». А что же такое рассудок, у которого мы должны спрашивать разрешения на «побудки сердца»? Значение слова «рассудок» Даль спрятал в слове разум. Разум – «духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу». Разуму подчиняется и понимание, и память, и соображение, и рассудок. И конечно же, и разумом, уверен Даль, как духовной силой, как и умением чувствовать, наделен только человек: «Есть умные животные, но разумен только человек; здесь ум означает не высшую, а низшую познавательную силу; догадку, хитрость, степень пониманья, а разумный поставлено в высшем значении своем». А еще: «Птице крылья, человеку разум». Значит, прав Томпсон Хантер, чьи слова взял эпиграфом к рассказу «Вожак» А.Матвеенко, утверждая, что «тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком»? Что несет эту боль быть человеком – чувство или разум? И когда, в какой момент жизни появляется эта боль и может ли она исчезнуть?Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы школы №143 города Москвы, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006»Альфа и омега всей человеческой жизниНаверное, у человека, связанного с литературой, слова «Чувство и разум» вызовут по крайней мере несколько ассоциаций: бедная Лиза Карамзина, чувства которой пробили брешь в сухом и правильном классицизме XVIII века («И крестьянки любить умеют!»), Правдины, Милоны, Стародумы – честная компания молодых и не очень людей, которые показали всему миру, что долг, разум побеждает чувства всегда, когда дело касается чести и справедливости, и, конечно же, несравненная Кейт Уинслейт (а может, Эмма Томпсон или Хью Грант) в фильме-экранизации Энга Ли «Разум и чувства» по книге Джейн Остин. Это всего лишь предположение, навеянное собственными студенческими воспоминаниями. На самом деле чувство и разум – это альфа и омега всей мировой литературы, да что там литературы, всей человеческой жизни. Именно эти два понятия двигают человечество по пути прогресса или регресса, именно они говорят обывателю, хорошая эта книга или плохая, именно они помогают или мешают нашему школьнику учиться. Как уловить хрупкий баланс эмоционального и разумного, сделать нашу жизнь более яркой, помочь детям раскрыть себя – поговорим об этом в декабре на страницах специального проекта «Учительской газеты» «Фундаментальные понятия» на www.ug.ru.БиологияНаталия ЧЕРНОВА, учитель биологии школы №3 пгт Жешарт Республики Коми, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009»Две стороны одной медалиРазум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, умением предвидеть будущие события.Чувства – это психологический термин, употребляемый в двояком смысле:1) в первом, более общем, слово «чувство» означает то же, что ощущение; сюда относятся не только так называемые пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), но и все внутренние ощущения – чувство голода, жажды, недомогания, боли, тошноты, равновесия, головокружения, тяжести, теплоты, холода и др.;2) способность души испытывать от ощущений, восприятий и представлений удовольствие или неудовольствие, также само психическое состояние радости или страдания. В этом смысле чувство обозначается иногда терминами «чувствование», «эмоция». Основных простых чувствований – два: удовольствие (все, что связано с повышением жизнедеятельности организма) и страдание (сопровождает всякое понижение, ослабление жизнедеятельности).Каждый человек знает, что разум и чувства взаимосвязаны. Каким образом?Елена КЛИМЕНКО, учитель биологии гимназии №24, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», КалугаКак рождаются идеи?Разум – это способность организмов осознавать себя в окружающем пространстве, анализировать полученную информацию и генерировать новые идеи. По определению мышление и разум являются синонимами. Для осуществления мыслительного процесса необходимо наличие мозга, внешней действительности, развитых органов чувств и определенного уровня развития общества. Таким образом, «мышление представляет собой процесс соединения чувственного восприятия (ощущения вещей или явлений), переданного органами чувств мозгу, с предварительной информацией об этих вещах, посредством чего и осуществляется осознание (понимание) той или иной вещи или явления» (Википедия). Я предлагаю рассмотреть с учениками на уроке, как формирование чувств человека (сострадания, вины, горя, радости) связано с ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств (боли, химического чувства, обоняния, зрения, осязания). Мы попытаемся выяснить, что же такое разум, на каких этапах эволюции он возник и что способствовало возникновению разума. Мы будем рассуждать на тему, присущ ли разум некоторым животным или они обладают интеллектом. И где граница между интеллектом и разумом? И, наконец, зададимся вопросом: возможно ли развитие чувств без соответствующих ощущений, например чувства сострадания без чувства боли?Наши фундаментальные понятияПространство и время. Звук и цвет. Симметрия и отражение. Энергия и работа. Порядок и хаос. Пути познания. Постулаты и доказательства. Движение. Измерения и погрешности. Мифы. Начало и конец. Позиция и роль. Модель и способ. Изменение и развитие. Теория и практика. Простое и сложное. Жизнь и смерть. Число и слово. Бесконечность. Информация.NB! Все темы ищите на www.ug.ru
Комментарии