…Фигурная езда на велосипедах. По спортзалу рассредоточиваются около 20 «всадников». Тренер командует: «Едем по кругу. Теперь змейкой. Нужно «нарисовать» 7 петелек. У Миши получилось только 5. Вяжем узелки. Теперь руки на плечи, построились в тройки. Быстро, быстро… Встали в пары, чтобы ваши имена начинались с одинаковой буквы. Настя, ты почему присоединилась к Наташе, ты ведь Анастасия…» Лучшее обучение – в игре. Фигурную езду на велосипеде ребята воспринимают как развлечение. Тренеры же знают: чтобы уберечься от падений и травм, нужно максимально чувствовать велосипед, сливаться с ним. Этому способствуют игры. Техника владения машиной должна быть настолько высока, чтобы юный спортсмен мог, не задумываясь, выбраться из любой сложной ситуации как в спортзале, так и на шоссе.
Учитесь падать и учитесь не упасть
Более 40 лет существует велосипедная школа в Верхней Пышме. Сегодня она одна из трех, действующих в Свердловской области. Можно вспомнить, что раньше велосекции были едва ли не на каждом предприятии и в учебном заведении. После развала СССР велоспорт выжил в 6 городах области, там, где работали настоящие профессионалы. В К-Уральском – Евгений Хорьков, Олег Яцковский, в Первоуральске – Ренат Закиров, в Асбесте – Геннадий Пучков, Алексей Никандров, в Екатеринбурге – Александр Тиганов, Алевтина Черменина. А сельская спортивная школа в рабочем поселке Пышма не только выжила, но благодаря энтузиазму и деловой хватке Николая Ивкина возводит новое здание велошколы и спортивный комплекс. Мизерные зарплаты селян вернули их к ведению натурального хозяйства, и вскормленные «своим» молоком-мясом воспитанники Пышминской велошколы регулярно «отбивают аппетит, портят кровь» хилякам-горожанам. Школа Верхней Пышмы также из выживших в «молотилке» 90-х. Она занимает здание бывшего пристроя общеобразовательной школы. Имеет небольшой стадион. Материально преуспевающей ее назвать трудно: финансирование идет по минимуму необходимого, филиал расположен в подвале жилого дома, велосипедный парк поддерживается не без помощи родителей. Во время соревнований экономить приходится «на мелочах»: например, на проживании тренера, который ночует в машине, сохраняя тем самым деньги одновременно и за гостиницу, и за автостоянку.
Велосипедная школа Верхней Пышмы демонстрирует чисто российский вариант: чего можно достичь на энтузиазме. Школа сохранена благодаря энтузиазму тренерского коллектива. Были годы (начало 90-х), когда на соревнования ребят вывозили лишь на личные средства тренеров. На сегодня в школе работают 3 старших тренера: Колмогоров Анатолий, Потапов Сергей, Исаев Андрей. Соблюдая общую стратегию на достижение высоких спортивных показателей, каждый из них разработал свою методику подготовки спортсменов. Поэтому ежегодно проводимое внутреннее первенство велошколы по футболу, баскетболу, хоккею, ОФП, трех туров критериума всегда интригующе интересно: чья тренерская идея подготовки окажется эффективнее? Роль личности в частной истории нашей страны традиционно очень велика. Тренерский состав школы учит детей не только владению велосипедом, но по большому счету жизненной стратегии. Кстати, за 40 лет работы спортивной школы ни один тренер ни разу не был на больничном листе.
Держать спину
Это раньше в спортивные школы производили отбор, теперь – набор. Сотрудники спортшкол в голос говорят о том, какая редкость сегодня полностью здоровый ребенок. Два раза в год проводится диспансеризация: в медицинских картах – «букет проблем». Возникает парадокс. Родители и медики не разрешают детям заниматься в секциях, так как те нездоровы. Но как же им оздоровиться, если не с помощью физкультуры и спорта, ведь не за компьютером же? По логике, запрещать надо сидеть за столом, а не кататься на велосипеде. Велоспорт уникален по всестороннему воздействию на организм. Он дает отдых позвоночнику, мягко прорабатывает суставы ног, помогает сбросить лишние килограммы, ускоренный ток крови промывает сосуды, освежает мозг.
Для Людмилы Потаповой вопрос здоровья детей – самый больной.
– Первые два года мы работаем, возвращая здоровье. Сначала «ставим спинку»: нарушений осанки очень много. Опорно-двигательный аппарат потому так и называется, что он – опора. Уча держать спину прямо, мы формируем жизненную опору ребенка. Используются силовая гимнастика, бег, плавание. Большой плюс велоспорта в том, что узкая специализация не начинается сразу, он демократичен. Мы занимаемся всеми доступными видами спорта: футбол, баскетбол, хоккей, русская лапта. Бегаем по глубокому снегу, бродим по горам: здесь подъем, там спуск. Сначала ребенок должен наиграться, тогда он будет готов к серьезным занятиям.
– Людмила Ивановна, в чем, по-вашему, причина нынешнего нездоровья детей?
– Изменился образ жизни: люди мало двигаются. Современные дети обездвижены. Во дворах им играть негде, да и опасно; сейчас дворы – не для детей, а для автомобилей. Как-то зашла я в первый класс и подумала сначала, что ошиблась. Оказалось, нет: дети выглядят такими крупными, потому что перекормлены. Затем – компьютер. Вы знаете, я по глазам определяю, когда ребенку приобретают компьютер: глаза стекленеют, он становится малоэмоциональным.
– С какого возраста занимаются в велошколе?
– Велоспорт не из ранних, идеально прийти в него в 11-12 лет. Сейчас «под седлом», как мы говорим, у нас около двухсот человек, и еще 150 занимаются в группах начальной подготовки, куда набираем 3-4-классников. Учителя рассказывают, что самые трудные уроки они ставят после наших занятий: «живчики» через движение успокаиваются, «тормоза» через движение просыпаются.
Мы много лет работаем с группой продленного дня соседней школы. Но в последнее время возникла юридическая проблема: вдруг оказалось, что этим нарушается законодательство. Как я поняла, дело в том, что идет двойная оплата труда: за продленку получают зарплату как учителя, так и тренеры. Очень печально, когда несбалансированные законы вредят ребенку. Разве кто-то скажет, что два часа на оздоровление после уроков – это плохо?
Знать свой путь
– Людмила Ивановна, вы говорите об общем физическом развитии. Но ведь известно, что большой спорт может вредить здоровью.
– Спорт высших достижений – действительно это трата здоровья. И решаться на него должны только взрослые, зрелые люди. В 16-18 лет мы объясняем тем, кто имеет перспективу, что он получит, идя в большой спорт, и что может утратить. Каждый делает свой выбор. Если 1 из 100 учащихся идет в большой спорт, это замечательно. Но, может быть, еще замечательнее то, что 99 из 100 будут просто здоровыми людьми и создадут здоровые семьи.
– Извините за вопрос, но известно выражение: «Сила есть – ума не надо». Возможно, упор на физическое развитие лишает человека многогранности?
– Раньше, может быть, это и было справедливо. Кто меньше думает, у того болевой порог понижен, он способен терпеть, пока не добьется результата. Но такие «монстры» быстро сгорают, их время безвозвратно ушло. Без интеллекта сегодня в спорте делать нечего. Нужно по ходу гонки анализировать состояние и намерения как соперников, так и товарищей по команде. Уметь отдохнуть, спровоцировав на работу других участников. Наконец, «сварить» под себя финиш. И все это на скорости 40-50 км/час.
Следим мы и за учебой своих воспитанников, нацеливая на получение высшего образования. Делаем упор на гармоничное развитие каждого. Летом учим девчонок шить, вязать, готовить. Приветствуем любую ребячью инициативу: так, увлечение гитарой «родило» нам своих бардов, желание девочек – концертные программы на отмечаемый каждые 5 лет юбилей школы. Особо гордимся невелосипедными успехами ребят: Ромес Гайнетдинов был победителем конкурса токарей, Степан Борисов занял 2-е место на областной олимпиаде по биологии.
– С каким документом ребята выходят по окончании школы?
– Со спортивными званиями: мастер спорта, как минимум, кандидат в мастера спорта. А также с набором личностных качеств. Они – работяги, пахари, умеют находить выход из любой ситуации: чего только на соревнованиях не случается. Они дисциплинированны: если в течение многих лет жизнь подчинена определенным правилам, они становятся чертами характера. У них активная жизненная позиция, они мобильны и физически, и духовно. Поэтому наших выпускников так ценят работодатели и часто спрашивают, кто вскоре заканчивает учебу, чтобы пригласить на работу: на предприятия, в фирмы автосервиса и другие. Мы не упускаем из вида своих выпускников, знаем, кто и как реализовался в бизнесе, предпринимательстве. Предмет особой гордости – успехи наших выпускников в других видах спорта. После окончания велокарьеры в 30 лет Елена Ануфриева стала серебряным призером чемпионата Европы по фитнесу, Светлана Брюханова – чемпионкой России в борьбе САВАШ, Андрей Шадрин победил на областных гонках на «КамАЗах». Это, конечно, результат всестороннего развития личности учащегося.
– Велосипед и машина: что вы предпочитаете?
– Велосипед, конечно. Но все велогонщики обязательно становятся и автомобилистами: у них есть чувство дороги. Чувство дороги и по жизни: осознание целей; выбор пути; выбор оптимальной скорости движения.
Ориентироваться на победу
Велоспорт является олимпийским видом, причем «медалеемким». В рейтинге Олимпийского комитета России, составленном по результатам последней олимпиады, он занимает второе место по завоеванным медалям после легкой атлетики.
В областном рейтинге велоспорт по результатам предыдущей спартакиады учащейся молодежи также на 2-м месте (после борьбы). И это при том, что количество занимающихся велоспортом в десятки раз меньше, чем тех же борцов, легкоатлетов, представителей игровых видов спорта. Не в обиду коллегам – для того, чтоб «22 бугая» радовали зрителей красивой игрой, нужно лишь футбольное поле и 1 мяч. А у нас – под каждым гонщиком гоночный велосипед за 10-20 тысяч рублей и тренировки на загруженном транспортом шоссе. Поэтому мы – «штучный товар». В настоящее время проблема безопасности на тренировках выходит на 1-е место. Нам жизненно необходим велотрек. Даже хоккеисты «уходят под крышу». И велогонщикам пора обзаводиться крытым велодромом. Еще 20 лет назад по инициативе директора школы Черемисинова Вячеслава был разработан проект велотрека, но в бурное время о нем забыли. Сейчас мы вновь поднимаем этот вопрос, предлагая городским властям проект «Здоровье»: строительство в городском парке крытого велотрека, асфальтированной дорожки, спортивных мини-площадок. В этом случае «раздышались» бы представители всех циклических видов спорта: лыжники, бегуны-стайеры, которые также не имеют приличных условий для занятий. Особенно страдает велоспорт, так как он летний, а теплый сезон на Урале короток. Закрытый трек нужен всему Урало-Сибирскому региону, он может стать современным центром подготовки к соревнованиям, а также местом проведения состязаний вплоть до международного уровня.
Проект продуман так, что удовлетворит потребности разных категорий: тропа здоровья для пожилых, площадки для подвижных игр для детей, небольшие санные трассы. В велошколе убеждены, что он способен решить проблему здоровья разных возрастных групп. Велосипедная школа готова добровольно взять под свой контроль оздоровление детей всего города.
Пока судьба парка не решена. Городское руководство заинтересовалось проектом. Вообще отношение к велошколе со стороны администрации уважительное и поощрительное. Но теперь требуется мощная поддержка. Если проект будет принят к реализации, это станет настоящей победой активного образа жизни над вялостью и расслабленностью.
Верхняя Пышма, Свердловская область
Комментарии