search
main
0

Чуть помедленнее, кони. Простые истины

​Нравится это кому-то или нет, но образование в условиях рынка объективно превратилось в сферу услуг. Образовательная услуга сегодня не только привычный термин, но финансовый ориентир для оплаты государством труда педагогов. Соответственно услуги, которые оказывает школа, должны быть качественными. Кто должен оценивать качество? Ясное дело, потребитель. А кто является потребителем? Ребенок? Но он в силу возраста, особенно на ранних стадиях развития, не способен объективно оценить труд своих наставников. Следовательно, наряду с органами образования главными оценщиками деятельности школы становятся родители, которые в свою очередь объединяются сегодня в общества потребителей образовательных услуг, входят в управляющие советы школ. И здесь нет возражений, поскольку школа не должна быть отгорожена от жизни железобетонной стеной. Партнерские отношения между педагогами и родителями – примета времени.

Хотя лично я к термину «партнерские отношения» отношусь с изрядной долей осторожности. На память приходит анекдот. Волки съели зайца. А затем, испытав укоры совести, решили закопать косточки и воздвигнуть могильный камень. Проблема возникла с надписью на камне. Начертать на нем: «Другу» как-то неудобно, «Врагу» – не соответствует истине, ибо бедный заяц оказал им жизненно важную услугу. Компромисс был найден, на камне написали: «Партнеру»! А если серьезно, то вопрос заключается в том, всегда ли школа должна идти на поводу у родителей, безоговорочно соглашаясь с их жизненными ориентирами?  Проблема достаточно деликатная, выходящая за рамки этики взаимоотношений и психологического климата школы.  (В этих вопросах как раз мнение родителей существенно, и его можно признать решающим, ибо со стороны виднее.) Но существуют и иные, не менее тонкие проблемы, где профессиональная оценка входит в явное противоречие с родительскими запросами.Последний социологический опрос Левада-Центра показал, что подавляющее большинство родителей среди качеств, которые они хотят видеть у своих детей, на первое место ставят умение добиваться поставленной цели. Взятое само по себе это качество возражений не вызывает, но, помимо прочего, заставляет задуматься о том, почему другие качества, такие как стремление к знаниям, широта кругозора, наконец, милосердие, уступили свои позиции именно этому. Да потому что жизнь вокруг такая: жесткая, конкурентная, где успех – мерило жизненного благополучия. А кто же не хочет благополучия для своих детей и внуков? Соответственно начинает действовать спортивная логика:  чем раньше стартуешь, тем вернее придешь к цели первым. В эту бешеную скачку родители вольно или невольно включают своих детей. Я вновь задумался об этом на съезде работников дошкольного образования, который недавно прошел в Сочи. Закон об образовании впервые отнес дошкольную подготовку детей к уровню образования, что вполне справедливо и продуктивно со всех точек зрения, ибо позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития ребенка. Исходя из этого посыла, повсеместно стали создаваться учебные комплексы, включающие школы и детские сады. Но формальное объединение с доминированием школы как более мощной организации крайне опасно.    Вспоминаю, как более четверти века назад, когда мы одними из первых в стране создавали такой комплекс, на меня, как сказали бы сегодня подростки, «наехал» выдающийся советский психолог Венгер: «Запомните, ребенок детского сада – это не удобрение для школы!» Впрочем, он употребил значительно более сильное выражение, опасаясь того, что мы, попирая законы возрастной психологии и физиологии, начнем вести себя в дошкольном учреждении как слон в посудной лавке. Между тем в ряде случаев именно это и происходит. Поколение ЕГЭ, к которому принадлежат молодые родители, достаточно прагматично.  Им непременно хочется, чтобы их ребенок начал освоение английского языка уже с двух лет, что бессмысленно и вредно, ибо еще не сформировалась родная речь. Предметом своей гордости и залогом будущих успехов своего ребенка они считают раннее обучение чтению в возрасте четырех-пяти лет, хотя физиологи на основании абсолютно достоверных многолетних научных исследований доказали, что для нормального чтения глаз формируется к семи, а то и к восьми годам.  Не странно ли добиваться цели ценой здоровья ребенка? К таким родителям, а заодно и педагогам, идущим у них на поводу, хочется обратиться строкой из песни Высоцкого: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее». А разве предложения убрать из школьных программ живопись или мировую художественную культуру с целью уделить больше внимания нужным предметам, тем, которые сдаются на ЕГЭ, не из того же прагматичного ряда? Словом, опасность утилитаризма в сочетании с непрофессионализмом реальна при полностью равноправных партнерских отношениях. Но другими они сегодня быть не могут. Где же выход? Он банален и стар как мир: педагогическое и психологическое просвещение родителей. Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте