В учебные заведения Воронежской области поступили методические рекомендации по использованию телефонов, смартфонов, планшетов в школах. На уровне Правительства РФ и в обществе давно идет обсуждение того, как ограничить использование школьниками телефонов, планшетов и прочей цифровой техники на уроках и в свободное время. Каждое учебное заведение старается регулировать это на своем уровне и по-своему с учетом пожеланий родителей. Учителя в один голос говорят, что игры и социальные сети мешают образовательному процессу. Однако не все родители с этим согласны и готовы поддерживать педагогов, в то время как психологи давно ввели термин «интернет-зависимость». Это серьезная болезнь, от которой очень сложно избавиться.
Коробка для телефонов
Постоянное общение с директорами школ, учителями, школьниками и родителями позволяет сделать вывод, что городские дети больше времени проводят за компьютерными играми и в социальных сетях. Во-первых, везде есть wi-fi, у многих в телефонах безлимитный Интернет. Во-вторых, в городах уже не принято играть во дворах. Дети сидят по домам и общаются с друзьями по скайпу или через соцсети. Дошло до того, что ребенка все сложнее вырвать из виртуального мира даже во время уроков. Вот что говорит Татьяна Подлужная, директор самой многочисленной школы №2 Острогожского района:
– У нас прошло расширенное заседание управляющего совета школы с председателями родительских комитетов. Мы довели до родителей и педагогов методические рекомендации, которые ограничивают использование гаджетов в учебном заведении. У нас давно некоторые учителя советовали школьникам класть телефоны перед уроком в коробку. Но не все родители понимают это, зачастую они сами подают своим детям негативный пример, просиживая в Интернете все свободное время и обо всем забывая. Многие молодые родители не поддерживают инициативу ограничения использования телефонов в школе. Мы же призываем к тому, чтобы смартфон использовался только для того, чтобы позвонить или ответить родным.
Методические рекомендации в этом году наконец поступили в каждую школу. Ведь учителя давно били тревогу: уроки срываются, многие дети сидят на занятиях с отсутствующим взглядом, у хорошистов снижается успеваемость. Виной тому гаджеты.
Нажми на кнопку
Мы пообщались с психологом школы №2 Юлией Шелестовой, которая назвала причины интернет-зависимости и подсказала, как можно с ней бороться. Понятие «интернет-зависимость» включает все – и зависимость от соцсетей, и от компьютерных игр, но, как оказалось, есть зависимость даже от самого процесса – нажатия на кнопки.
– Одна из основных причин того, что ребенок уходит в мир виртуального общения, – это неразвитые коммуникативные навыки, страх реального общения. Другая причина – игры и Интернет становятся способом расслабления, – говорит Юлия Николаевна.
Она отмечает, что современные дети сильно загружены в школе, в кружках, на дополнительных занятиях.
– Зачастую ребенок приходит из школы в 4‑5 часов вечера, а на дом задали столько уроков, что страшно за них браться. Поскольку зачастую нет понимания, как правильно отдыхать, то рука тянется к самому легкому и простому способу расслабления – к телефону. Ведь там иной мир – яркий, захватывающий. Если же ребенок видит положительный пример родителей, которые стараются получить релаксацию в бассейне, во время прогулок на природе, играя в футбол или в шахматы, то он перенимает эти навыки, ему проще справиться с психологической нагрузкой одним из таких способов, а не погружаясь в виртуальный мир, лежа на диване или скрючившись на стуле в неудобной позе, – комментирует психолог.
«Помогите, я больше не могу…»
Психолог также столкнулась с тем, что дети неуютно чувствуют себя, если в руке нет смартфона, у них возникает потребность постоянно гуглить, лайкать, клацать.
По наблюдению учителей Острогожска, 90% детей проводят время на переменах с телефоном в руках. Оставшееся меньшинство пытается заинтересовать их игрой в догонялки, в шашки, но тщетно. Вырвать из лап компьютерной игры простой игрой в догонялки вряд ли получится.
Как же справиться с этой напастью? Психологическая зависимость уже сравнивается с наркотической. Психологи рекомендуют родителям отучать детей от гаджетов мягко, ненасильственно, предлагая достойную замену этому занятию. Но какой может быть эта достойная замена? Современных детей мало чем удивишь, а к дворовым играм они не приучены.
– Подобное времяпровождение очень утомляет головной мозг, глаза. В конце концов учеба становится непосильным трудом. Мозг не в силах больше воспринимать информацию. Недавно ко мне пришла старшеклассница и призналась, что у нее есть силы только на компьютерные игры и соцсети. Учиться она не в состоянии. Девочка так и сказала: «Помогите мне, я просто не могу больше воспринимать учебную информацию…» – такой неутешительный пример привела Юлия Шелестова.
Психолог также отметила, что взрослые сами невольно втягивают детей в эту западню. Например, в школах сейчас переходят на электронные дневники, онлайн-тестирование и так далее. Даже если родители стараются от этого оградить, то ребенок просто вынужден смотреть заданные уроки и отметки, зайдя в Интернет, ну а там уже соблазн посетить соцсети, поиграть онлайн и прочее.
Лето без Интернета
Сколько мне доводилось бывать в сельских школах, учителя, библиотекари, родители – все в один голос говорят, что их дети гораздо меньше зависимы от компьютеров и телефонов. Причин тому несколько. В селах и деревнях дети гуляют все вместе на улице. Это сложившаяся традиция, которая поддерживается в первую очередь родителями. Во-вторых, у сельских детей нет привычки друг перед другом хвалиться, у кого круче гаджет. Сельские дети этим отличаются от своих городских сверстников. Директор Мастюгинской школы Острогожского района Любовь Деревщикова рассказывает:
– У нас вообще в прошлом году телефоны были под запретом. В этом году мы позволили их приносить, но использовать только по назначению – звонить родителям или по необходимости.
Хотя в запретах, по словам директора, нет особенной необходимости. В школе обучается 31 ребенок, все дети на виду.
– У нас эта проблема не стоит так остро. Если мы видим, что ребенок увлекся телефоном, делаем ему замечание, он сразу реагирует. Родители нас поддерживают. Я вижу, как дети проводят свободное время – это подвижные игры на улице, на детской площадке. Уже второй год наши ребята увлеклись лыжами, после школы бегут все вместе кататься. Благо у нас кругом отличные места: холмы, поля, есть где порезвиться, – рассказывает Любовь Ивановна.
Комментарии