search
main
0

Чудо за двадцать минут. Мастер-классы суперфиналистов XIV Всероссийского состязания

Описывать открытые уроки – неблагодарное занятие. Приходится либо вдаваться в подробности методики и технологии педагога, либо рассказывать о личных ощущениях: «Ах, это было мило, а вот другой эпизод – хм, что-то не то». Настоящее представление о «живом» занятии можно получить, только сидя на уроке. Однако существует жанр репортажа, позволяющий максимально точно передать атмосферу да и фактическую сторону дела. Вот в этом жанре я и попытаюсь дать «картинки» с мастер-классов «пятерки» финалистов конкурса «Учитель года России-2003».

Носки и чай в розницу

Алим Хашукоев. Победитель в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм».

Алим улыбался. Алим общался с нами исключительно по-английски, и настолько здорово, что на самоанализе ему пришлось сначала пошутить: «Я еще говорю по-русски. Но немного хуже». Многие участники мастер-класса Алима Хашукоева, учителя английского языка СШ №3 с углубленным изучением английского языка г. Нальчика Кабардино-Балкарской республики, были брошены в «воду» урока как щенята, не умеющие плавать. Они едва понимали простейшие фразы. Но педагог так артистично «показывал» слова и целые предложения, что не догадаться о смысле было невозможно. Ситуация, песня, устный текст – все было направлено на изучение лексики. А форма занятия самая выгодная – игра. Сначала участники знакомились друг с другом, собравшись в тесный «circle of life» (круг жизни). Причем общение шло под рэповую мелодию и в ритме рэпа – легко и непринужденно.

Потом иллюстрировали текст. Алим Анатольевич читал вслух страшную историю про мальчика, который заблудился в лесу и забрался в дом с привидениями, а потом оказалось, что это только сон. А «ученицы» изображали ключевые слова – «шторм», «лошадь», «шаги», «дверь» и так далее – характерными звуками.

И, наконец, участники мастер-класса играли в «магазин» и «день рождения». Продавец (учитель) не только продавал покупателям (ученикам) носки и чай, но и вытягивал из них фразы, разученные на уроке. А в финале была знаменитая песня «We are the World», правда, немного переделанная: «Школа – это мир, школа – это дети…».

Нестандартный физрук

Валерий Гришин. Победитель в номинации «Здоровьесберегающие технологии».

После мастер-класса преподавателя физкультуры профессионального училища №8 г. Иванова Валерия Гришина взял в оборот не кто-нибудь, а председатель Большого жюри Виктор Антонович Садовничий

– Как вы следите за перегрузкой? Все-таки дети. Не сложно им?

Валерий Владимирович объяснил:

– Здесь стоит пульсограмма, где отмечается пульс учеников на разных этапах урока. Нагрузка шла по нарастающей. Начали со 130 ударов в минуту, пик – 160, и в конце занятия, после расслабления, пульс оказался 120 ударов.

Да, контроль был строгий, но попотеть тем не менее ребятам пришлось. Участники мастер-класса учились быть ловкими и смелыми. И это не слова. Попробуйте увернуться от шеста, которым в вас тычут, или успеть его перепрыгнуть, пока он равномерно поднимается и опускается. Другая выдумка Гришина: два хулахупа, с одной стороны скрепленные между собой, а с другой – с обыкновенными прыгалками. Конструкцию держат двое. Обручи взмывают вверх и вниз. Задача для пары учеников – успеть войти в круг и выйти. Увлекательное зрелище – урок физической культуры! Простые деревянные кубики тоже пошли в дело. Хорошо развивает координацию движений следующее упражнение: ученик держит в руках три кубика и подбрасывает вверх (или роняет вниз) средний кубик. Самый сложный вариант: подбросить кубик, развернуться и успеть его поймать. Потом была дорожка здоровья и еще множество самодельных устройств.

Ректор МГУ спросил Валерия Гришина:

– У вас в школе есть современное оборудование, чтобы следить за состоянием детей на уроке?

– Я работаю в ПТУ. Система профтехобразования сейчас находится в застое…

Дальше можно было не объяснять. Вот почему в ходу самодельные снаряды, придумываются необыкновенные задания. Фантазия, подкрепленная безденежьем… С другой стороны, еще неизвестно, было бы интересно ребятам, тем более тем, которых учит Гришин (сироты, дети из малообеспеченных семей), делать стандартные упражнения на стандартном оборудовании.

Чудесный Толстой

Татьяна Федорова. Победитель в номинации «Традиции в образовании».

Татьяна Викторовна Федорова, филолог 1071-й московской школы, ценит слово, как иные люди ценят деньги или другие материальные блага. Текст – центр мироздания, критерий истины. Литературоведческий подход подкупает, причем не только специалистов, но всех участников мастер-класса. Действительно, что может быть интереснее, чем читать строчки, созданные тем или иным писателем, и пытаться понять не только смысл данного произведения, но и мировоззрение, мироощущение автора? Интереснее может быть только игра в сравнения, в ассоциации. Тема мастер-класса – басня «Стрекоза и муравей». Ее написали и Толстой, и Крылов, и Эзоп, каждый по-своему. Читаем тексты. В чем особенность переложения одного и того же сюжета? Эзоп предлагает финал с моралью. Крылов говорит о взаимоотношениях людей. Все просто: один ленивый, другой трудолюбивый. А у Толстого что? Лев Николаевич иллюстрирует отношения человека и общества и вывода не делает. Его должны сделать сами дети. Почему? Постойте, постойте, в начале занятия было сказано, что басню Толстой написал для «Азбуки», которую считал лучшим из написанного. «После создания этого произведения могу умереть», – сказал писатель. Конечно, иной басня, предназначенная для детей, не могла быть. А во время самоанализа Татьяна Федорова объяснила: урок проводится в 10-м классе. «Я выбрала самое обыкновенное произведение Толстого и показала в нем чудесное». Тема мастер-классов этого дня была такой: «Способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости».

Искра Божия

Валерий Саликов. Победитель в номинации «Инновации в образовании».

Такое себе может позволить лишь настоящий мастер: дать тему для дискуссии и отойти «в тень», изредка подбрасывая идеи или комментируя сказанное учениками, а на самом деле искусно направляя разговор. Валерий Саликов, учитель истории и обществознания СШ №36 г. Тамбова, начал мастер-класс с простого примера: Бальзак очень напряженно работал, практически не спал, пил много кофе, умер в 52 года. Затем он предложил своим ученикам выбрать суждение, которое они считают правильным: «Творчество благотворно влияет на жизнь человека» и «Творчество разрушает жизнь человека». С первым согласились четверо, со вторым шестеро. Дальше был спор между сторонниками того или другого мнения. А когда снова подсчитали голоса, выяснилось, что за «благо» теперь семеро, а за «разрушение»… два с половиной. Остальные воздержались. Что это? Манипуляция сознанием? Нет. Заключительные слова Валерия Юрьевича полностью соответствуют действительности: «Мы не пришли к единому мнению. И это хорошо, что осталось больше ответов, чем вопросов. Я хотел, чтобы вы задумались. Мы искали ответы, а это творчество. Мы творили собственное мировоззрение. Я считаю, что человек изначально талантлив, обладает искрой Божьей».

Яблоко или апельсин?

Игорь Карачевцев. Победитель в номинации «Учитель-исследователь».

«Конечно, яблоко лучше, чем апельсин. Яблоки растут у нас в России, они доступнее, чем апельсины. Кроме того, яблоко имеет для нас больший вес и большую ценность. У апельсина есть шкурка, которую мы выбрасываем. Значит, больше отходов. Яблоко мы съедаем практически целиком. И самое главное, яблоко – продукт творчества, разноцветный, а апельсин однотонный».

Шутка? Нет, это часть урока учителя года России-2003 Игоря Карачевцева, преподавателя истории питерской гимназии №166. Упражнение в софистике. Доказать, что лучше: яблоко или апельсин. Мастер-класс Игоря Альбертовича напоминал коробочку, из которой преподаватель достает все новые и новые задания, поводы для споров, идеи. А ученики на них с жадностью набрасываются, изучают, высказывают свое мнение. На десятой минуте участники мастер-класса сформулировали правила диалога. Откуда они их взяли? Размышляя о том, что такое диалог вообще, расшифровав это слово по буквам, его составляющим:

Доверие, добро.

Истина, информация, искренность.

Активность, азарт, амбиции.

Логика, лень.

Оригинальность, ожидание, обсуждение.

Гармония, грамотность.

Затем дополнили эти правила после чтения диалога Платона «Федр». И уже без труда вывели сверхзадачу диалога. Хорошей эмоциональной точкой мастер-класса стал фрагмент из художественного фильма о Сократе, где на суде философ обращается к свободным гражданам Афин с речью в свою защиту, в защиту истины.

Игорь Карачевцев не забыл об эпиграфе урока, общем для всех, кто давал в этот день мастер-классы: «Люди учатся, обучая» (Сенека). Прежде чем дать самоанализ перед жюри, он проанализировал занятие для своих учеников: «Чему я обучился, уча вас? Мне кажется, я лучше овладеваю навыками постановки вопроса и вместе с вами ищу ответ. Я стараюсь вступать в диалог с прошлым, настоящим и будущим. Понимать – это моя профессия, понимать – это исследовать, понимать – это размышлять, вести диалог во имя истины, добра и красоты». Уходя с мастер-класса, ученики забирали с собой апельсины. Они стали символом идей, которыми обменялись участники урока. Победил апельсин?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте