search
main
0

Чудо в мире катастроф

Почему Книга рекордов Гиннесса сохранила эпизод из советского прошлого

О недавней авиакатастрофе СМИ скупо сообщили, что на Камчатке потерпел крушение вертолет Robinson, погибли трое, находившиеся на борту, включая пилота – биатлониста Игоря Малиновского. «Пропавший борт обнаружен попутным вертолетом днем 17 июля в районе перевала Семячик, в 13 километрах от вулкана Узон. При крушении никто не выжил», – поведало региональное МЧС. Вертолет Robinson перестал выходить на связь за день до обнаружения аварии. Воздушное судно с двумя пассажирами на борту вылетело по маршруту поселок Мильково – Долина гейзеров – кальдера вулкана Узон. В июне в российский прокат вышел фильм «Одна». Действие ленты, посвященной чудом выжившей в авиакатастрофе девушке, также происходит на Дальнем Востоке.

Лариса САВИЦКАЯ была единственной, кто выжил в ужасной трагедии. Фото с сайта s14.stc.yc.kpcdn.net

 

Назад на 40 лет

В августе 1981 года в небе над Амурской областью произошла катастрофа – столкнулись гражданский самолет Aн-24 и бомбардировщик Ту-16К, который осуществлял разведку погоды. Столкновение произошло на высоте 5200 метров. Из 38 пассажиров в живых осталась только Лариса Савицкая. Она с мужем Владимиром летела рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. Aн-24 после столкновения распался в воздухе на куски, через четыре часа Лариса пришла в сознание посреди обломков самолета. Девушке, возвращавшейся домой после свадебного путешествия, пришлось выживать в тайге. Ранение, голод, дикие звери и непогода – испытания, с которыми она справилась.

Фильм, кстати, основан на реальной истории. Он снимался летом 2020 года в Пермском крае. В качестве консультанта на съемочной площадке присутствовала сама Лариса Савицкая. Сценарий фильма написан по ее рассказам. Идея фильма возникла у продюсера Антона Белова, после того как он посмотрел передачу по телевидению о выживших в авиакатастрофах. Режиссером проекта стал Дмитрий Суворов, за плечами которого работы над лентами «Все или ничего», «Суперплохие». Главные роли исполнили российские актеры Надежда Калеганова («Цой», «Презумпция невиновности»), Виктор Добронравов («Т-34», «Пальма»), Ян Цапник («Последний министр», «Триггер», «Пальма») и Максим Иванов. Саундтрек к фильму «Одна» записал рэпер Бастa.

 

От первого лица

Продюсеры долго искали Ларису Савицкую, чтобы получить одобрение на съемки фильма. Женщину удалось отыскать через сына. В фильме показан эпизод, который имел место в реальной жизни Ларисы и Володи. За год до трагических событий молодые люди посмотрели в кино итальянский фильм «Чудеса еще случаются» о выжившей в авиакатастрофе молодой немке. Именно этот фильм помог Ларисе правильно сгруппироваться во время падения.

События авиакатастрофы в Амурской области в советское время были засекречены, впервые о них стало известно после перестройки. Имя Ларисы Савицкой дважды занесли в Книгу рекордов Гиннесса: как человека, который остался в живых после падения с максимальной высоты, и как человека, который получил минимальную компенсацию за физический ущерб – 75 советских рублей. Такая норма выплат была в СССР для тех, кто выжил в авиакатастрофах.

В настоящее время Лариса Савицкая работает психофизиологом, она помогает людям справляться со стрессом, управляется с детектором лжи. После художественного фильма показаны кадры, на которых о пережитом рассказывает сама Лариса, она практически не давала интервью за истекшие 40 лет. Эти минуты со словами о том, что довелось пережить молодой женщине, соотносят художественное осмысление и реальность. Так приходит ощущение подлинности и глубины прожитой катастрофы.

 

С экрана кинотеатра

С первых секунд фильма ощущение тревоги только нарастает. Красивые лица, четкое погружение в эпоху 80-х, которые вызывают ностальгию у тех, кому сегодня за сорок, и недоумение молодого поколения. «В фильме показан «совок». Мне многое было непонятно, и уж слишком много там о поисках и чиновниках. Чего-то не хватает», – поделилась знакомая девятиклассница. «А мне было интересно, сможет ли выжить героиня, но фильм очень грустный», – на вопрос о том, пришлось ли по душе кино, ответил шестиклассник.

Каждый отчасти прав в своем коротком резюме. Да, грустный фильм о молодой женщине, которая не сдалась и выжила вопреки всему. Она явно мучается тем, что ее возлюбленный погиб, а она выжила. Несмотря на ранение – мышцу ноги насквозь пробила металлическая арматура, жуткий холод – согреться было невозможно, выжить помогла одежда, стянутая с погибших пассажиров, надоедливых насекомых – вздремнуть можно только с пакетом на голове, реальную опасность от диких животных – падение с высоты уберегло от гибели от лап тигра, а звук летящего вертолета испугал медведя…

Еще одна линия – постоянные воспоминания (как говорят подростки, флешбэки) о возлюбленном. Из отретушированных горем воспоминаний Володя предстает умным, ловким, щедрым и добрым парнем, родители которого прочат ему карьеру хирурга. Благодаря путешествию по тайге Лариса приобрела знания, спасшие ей жизнь. Вот тебе и самодельный компас из иголки от найденного значка и зеленого листика, и палка, на которую можно опереться, и пакет, в котором она несет запас пресной воды…

Параллельно этому идет замечательный по своей мощи видеоряд, показывающий красоту и величие природы. Столкновение с ней может убить, но женщина выживает вопреки этой силе и человеческому равнодушию.

Да-да. Искали не выживших, а погибших, виноватых в катастрофе и делали все возможное, чтобы скрыть детали происходившего. Технология была, кажется, отработана годами: перерезать телефонную связь, объявить эпидемию ящура, чтобы перекрыть дороги, родственникам прислать телеграммы с ложной информацией о причинах гибели. Всем этим руководит кагэбэшник. И только после встречи с родителями молодоженов он по-человечески откликается на их горе и надежду. Лариса обретает шанс на жизнь, а погибшие – на упокоение.

Хороший ли получился фильм? Он получился разным, вставной момент с видением молодого супруга в зеркале будто возвращают зрителя к ХХI веку и жанру триллера. Стоило ли так нарушать ход вполне самодостаточного по смысловой нагрузке фильма? И если подбор главных героев кажется безупречным, то мужские роли второго плана сливаются в аккуратных функционеров с усами, легко запутаться и перестать их различать…

 

Смотреть или нет?

Фильм разрешен к просмотру с 12 лет. Это значит, что теоретически его можно смотреть начиная с седьмого класса. Пойти в кино, дождаться выхода картины в медийное пространство и обсудить его с подростками. Правда, лента длинная, если обсуждать, то одного урока не хватит точно. Преподаватель физики Надежда Казакевич из Петербурга пояснила «Учительской газете», что тему катастроф с летательными аппаратами – самолетами и вертолетами – в рамках программы не затрагивают.

Предмет ОБЖ говорит о правилах поведения в самолете, но обычно о том, что делать, если случается катастрофа, рассказывают уже на борту: надеть маску, застегнуть жилет, быть готовым дернуть шнур… Но по количеству тех, кто погибает в момент падения самолета, становится ясно, что человечество еще не придумало сколько-нибудь эффективного способа спасения.

А вот учителям литературы и классным руководителям совершенно точно будет что обсудить после фильма. Если вы ищете повод для серьезного разговора с подростками или подыскиваете материал для школьного киноклуба, лента подойдет. В ней есть что анализировать, критиковать, комментировать и приближать в плане постижения исторической эпохи.

 

На заметку

Правила поведения при авиакатастрофе опубликованы на сайте МЧС России.

Как действовать при декомпрессии?

Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Как действовать при пожаре в самолете?

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т. д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками, возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует вашему спасению.

Как действовать при жесткой посадке и после нее?

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у ваших бедер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т. д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

 

Невероятно, но факт

  • Как показывает статистика, в 95% авиа­происшествий есть те, кто выжил, поэтому нужно стараться делать все возможное, для того чтобы спастись.
  • Если у вас есть выбор, на каком авиалайнере лететь, выбирайте самую габаритную модель из возможных. Согласно исследованиям Федерального управления гражданской авиации США (FAA) большие самолеты поглощают больше кинетической энергии при падении, что повышает шансы пассажиров остаться в живых.
  • Выбирайте места рядом с аварийным выходом, чтобы увеличить свои шансы на выживание при падении самолета. По данным профессора математического моделирования Гринвичского университета Эда Гали, те, кто выживал в типичной авиакатастрофе, как правило, занимали места не далее пяти рядов от аварийного выхода. У пассажиров, которые сидели дальше, чем за пять рядов, шансы выбраться из самолета живыми резко сокращались.
  • Три минуты после взлета и восемь перед приземлением. По статистике, именно в эти 11 минут, во время взлета и посадки, происходит около 80% авиакатастроф.
  • С момента, когда горящий самолет сталкивается с землей до взрыва, может пройти порядка 90 секунд. Безопасное расстояние – не менее 150 метров от места крушения.
  • При разгерметизации корпуса у вас есть меньше 15 секунд до потери сознания. Запомните важное правило: перед тем как помочь соседу, наденьте маску сами. Даже если этот сосед – ваш ребенок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте