Все взрослые родом из детства, убеждена Наталья Албитова
Как далеки были друг от друга маленькая Наташа и педагогика! Просто как земля и небо. И дело было вовсе не в том, что в семейной династии нашей героини не встречались педагоги (да, и такое случается в жизни). Нет, маленькая Наташа мечтала о высоте, только о той, далекой, непознанной высоте, которая называется космосом. Эта бездна звезд, планет, немыслимых масштабов и тайн влекла и манила хрупкую девочку. Наташа и родителям призналась, что собирается стать космонавтом, на что мама лишь вздохнула, улыбнувшись краешками губ. И как в воду глядела.
Все изменилось в 4‑м классе, когда Наташа начала изучать иностранный язык. Как в сказке, в кабинет вошла учительница и… заговорила на другом языке. Юная ученица сначала широко раскрыла глаза, а затем сказала: «Я тоже так хочу. Хочу парить в чужом языковом пространстве, как в небе». Девочка приходила домой и открывала учебник по английскому языку, сама для себя читая вслух, сама с собой ведя диалог. При этом успехи в освоении английского языка у Наташи были отличные. Их замечательная учительница ее только хвалила. Впрочем, математика у девочки тоже шла хорошо, поскольку ее увлекали формулы и ребусы. Погрузиться в мир уравнений и задач Наташе было интересно, поскольку иногда она представляла себя детективом, распутывающим сложные дела.
К 7‑му классу нашей героине все больше стало нравиться наблюдать за работой своего классного руководителя и за тем, как ведут предметы другие учителя. Это затягивало, завораживало. Она приходила домой и начинала учить всем наукам своих кукол, заводила классный журнал, записывала туда фамилии и имена «учеников», ставила им отметки. Так педагогика постепенно становилась для будущего учителя английского языка школы №5 г. Биробиджана Натальи Албитовой космосом – пространством для изучения, познания, поиска.
Может, поэтому выбор вуза как таковой перед девушкой не стоял. Тем более что в небольшом Биробиджане незадолго до окончания ею школы появился педагогический вуз. Правда, папа Натальи предлагал дочери поехать попробовать свои силы в Москву, в МГИМО, однако мама, посмотрев на хрупкую, изящную дочку, решила, что даже Хабаровск для нее слишком шумен и небезопасен. Таким образом, семья решила, что факультет иностранных языков в педагогическом вузе – самый приемлемый вариант для девушки. Да Наталья и не возражала. Забота мамы была для нее первична. Не хотелось, чтобы родной человек постоянно был в напряжении от переживаний за любимое чадо. Мама для Наташи всегда была наставником и подругой.
Вот и получилось, что наша героиня ничего специально не предпринимала, чтобы стать педагогом. Как она говорит теперь, просто профессиональная линия так выстроилась. Окончив вуз, Наталья Геннадьевна пришла работать в школу №5 и вот уже 22 года здесь преподает.
Вспоминается ли ей студенчество? Ну, конечно, вспоминается. Ведь студенчество – это молодость. Разве можно вспоминать о нем с грустью? Наша героиня с чисто философским отношением уточняет, что чем быстрее идут годы, тем чаще наш взор обращается во времена детства и юности, в том числе в школьные и студенческие годы, и чем старше мы становимся, тем почему-то ярче сияют они. И – о, волшебная сила молодости! – к ним приятно возвращаться, какими бы они ни были. Помните, мы все, конечно, в детстве зарекались о чем-то вспоминать, твердили, что уж это-то точно никогда и ни за что не захотим прожить вновь, но, странное дело, сейчас же на ум приходят именно эти моменты, и вот уже ко всем своим прошлым обещаниям мы относимся с едва уловимой улыбкой. Время стирает все неудачное, словно уберегая от пролонгированной нелюбви к себе. И, к слову, наша героиня убеждена, что хорошо относиться к себе очень важно в жизни. И важно, когда тебя поддерживают в этой вере близкие люди. Например, супруг Натальи Геннадьевны часто говорит ей, что она добрый человек. Ну, правда, просто добрый и отзывчивый человек.
Наталья Албитова, несколько смущаясь, признается, что доброта в ней – это от детей. Они ее душа, ее стихия. Она не может, не уважая детей, давать им урок. Не может им врать, лицемерить при них. Да и по жизни не может лгать, и мама всегда ловила ее на каком-либо детском бесхитростном обмане.
Но если речь пошла о доброте, то как не спросить нашу героиню, легко ли быть добрым человеком?
– Нет, – качает головой Наталья Геннадьевна. – Трудно. Душа рвется. Особенно когда ты видишь, что происходит вокруг. Она просто разрывается от несправедливости, от того, как люди могут обращаться с животными, друг с другом. Это мне напоминает эпизод из фильма «Пятый элемент», когда героиня впервые заглянула в прошлое Земли. Этот шок мне знаком, когда я вижу, что делают люди.
– А какой вопрос у вас возникает при этом – «почему?» или «зачем?»?
– У меня возникает вопрос: где предел бесчеловечности? Когда все это закончится? Когда люди станут относиться друг к другу так, как хотели бы, чтобы относились к ним? Я, когда работаю с детьми, всегда пытаюсь поставить себя на их место: а что они думают, что они чувствуют? У взрослого человека, проработавшего в школе долго, часто притупляется чувство сопереживания, а я пытаюсь это чувство сохранить, потому что оно помогает мне в работе. Я стараюсь представить себя ребенком. Получается ли? Порой да, хотя, может, со стороны это кажется смешным и нелепым. Но речь идет не о панибратстве, а об уважении. Если я понимаю, что чувствует сейчас ребенок, я не стану его унижать, давить на него, оскорблять. Ведь я сама когда-то была маленькой. До ребенка важно донести, что все взрослые родом из детства.
К словам нашей героини хочется добавить: и родом из своего городка. Потому что, когда Наталья Албитова говорит о Биробиджане, она словно преображается. Когда она в своем долгом пути на финал конкурса «Учитель года»-2019 сначала прилетела в Москву, то этот бешеный ритм захватил, закружил ее. Думалось, как много хочется сделать, везде побывать. Она поняла, что любит это движение, эту круговерть суеты. Но наша героиня обожает и родной город. Он по-своему прекрасен. Да, Биробиджан по сравнению с Хабаровском в два раза меньше, но он столица Еврейской автономной области. Зеленый, чистый, аккуратный город. Тихий и уютный. Люди почти все друг друга знают. Когда Наталья Геннадьевна победила на региональном конкурсе, то сразу же посыпались поздравления, зазвучали телефонные звонки. Поздравляли даже те, кого она не знает! Может, в этом и есть сила небольших городков – жить большой семьей. Любоваться холмами, равнинами, лесами, где осенью так горит листва, что, кажется, само солнце купается в ветвях. Где много света и простора.
– Да, проблема небольших городов в том, что молодежь уезжает, – сетует Наталья Албитова. – Но я думаю, что можно жить в любом городе. Я и детям говорю: мы сами делаем место, где живем. Если оно нам не нравится, то не нужно бежать, а нужно сделать его таким, чтобы оно нам нравилось, чтобы детям нашим нравилось. Все зависит от нас. От многих выпускников слышу: «Мы уедем», а я их спрашиваю тогда: «Вы уедете, и ваши дети никогда не узнают, где ваша родина? А может, попытаться что-то изменить здесь?»
Между прочим, в том, что Наталья Албитова часто ставит себя на место детей, есть определенное преимущество. Например, она научилась совершать экстремальные поступки. Так, считая себя трусихой, любит кататься на коньках, на велосипеде, на лыжах, плавает иногда в бассейне. На коньках умеет делать «ласточку» и повороты. И всему научилась сама, в том числе наблюдая за детьми. Был даже комичный случай на городском катке, когда Наталья Геннадьевна упала, а какой-то старшеклассник помог ей подняться… дернув за капюшон. За ровесницу принял со спины. Потом, правда, долго извинялся.
Любопытно, но то давнее представление о себе как о дотошном сыщике в какой-то мере нашло отражение в реальности. Когда Наталья Албитова о чем-то крепко задумывается, то становится рассеянной. Запросто может повернуть не в ту сторону или прийти не туда, куда направлялась. Но к своим «детективным» приключениям она относится с юмором. Шутит: «Я рассеянная, но адекватная».
Забавно, но рассеянность – это тоже, пожалуй, дар. Ведь как часто погруженные глубоко в себя сыщики находили отгадку преступления, ученые приходили к гениальным выводам, а композиторы сочиняли бессмертные шедевры!
– А педагогика – это тоже дар? – интересуюсь у нашей героини.
Она после раздумья отвечает:
– Если я буду отталкиваться от себя, то мне кажется, что педагогика – это, конечно, природный дар, который с течением времени совершенствуется и развивается. Дар уважать и чувствовать детей. О любви я не говорю, потому что любить всех сложно. Здесь больше подходит слово «защищать». Пытаться увлекать, направлять, отдавать то душевное и интеллектуальное добро, которым владеешь сам. Отражать свой внутренний свет и делиться им с детьми.
Насчет отраженного света Наталья Албитова, скорее всего, абсолютно права. Душу светом могут напитать любовь родных, красота родного края, дружба, тепло дома. Когда этого света много, он отражается от твоих глаз, рук, слов, в свою очередь напитывая окружающих тебя людей. Получается такая бесконечная световая эстафета добра. И, может, именно в этом и заключается самый главный секрет такого дара, как педагогика.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Еврейская автономная область
Комментарии