Фильм «Орда» Андрея Прошкина был, пожалуй, одним из самых ожидаемых на Московском кинофестивале.
Картина стала завершающей частью своеобразной трилогии сценариста Юрия Арабова, посвященной русской идее. Тема чуда и испытаний – ее главная основа. Так было в фильме, снятом Кириллом Серебренниковым, «Юрьев день» про то, как оперная певица теряет сына и в ожидании его обретает себя в вере, затем Александр Прошкин – отец Андрея – снял картину «Чудо», в которой советская девушка застыла в танце с иконой в руках. И вот наконец Прошкин-младший снимает фильм «Святитель Алексий» – таким было рабочее название картины. От митрополита ждут чуда на заказ, и хотя он прекрасно знает, что это не дело рук человеческих, отправляется в столицу Орды, понимая, что именно от него зависит спасение многих жизней. Это фильм-притча, фильм-миф о том, слышит ли Бог человека и какие испытания нужно пройти человеку, чтобы чудо свершилось….1357-й год. Орда могущественна и всесильна. К хану Тинибеку на коленях ползут латинские послы-монахи разузнать, не пойдет ли он на них войной. У хана буйное празднество – гости жадно хватают мясо руками, слушают искусных музыкантов да развлекаются тем, что сбивают саблей пламя со свечи. На глазах у всех хану Тинибеку любимый брат Джанибек накидывает нитку бус и душит его, а когда тот падает замертво, зовет мать, всесильную Тайдулу, чтобы та благословила его на ханство.- Хрящиком подавился, – отчитывается Джанибек перед матерью. И та, прекрасно понимая, что произошло, благословляет его, а потом идет и отрубает себе палец, даже не дрогнув и не издав стона. Потрясающе играет ее Роза Хайрулина, «фантастическая, мощнейшая актриса шекспировского размаха» – так охарактеризовал ее сам Андрей Прошкин. Однако Тайдула слепнет – у нее нарушено равновесие женского и мужского начал, говорит призванный Джанибеком колдун. Хан все готов был сделать, чтобы вернуть зрение любимой матери. Прослышав про митрополита Алексия, который творит чудеса, он отправляет своих гонцов в Москву к князю Ивану. Если свершится чудо и Тайдула прозреет, Алексию обещана любая награда, в противном случае Джанибек грозится сжечь Москву.Для съемок этой картины было сделано более тысячи исторических костюмов. Специально построены два города – Москва середины XIV века и Сарай-Берке, столица Золотой Орды. Съемки были экстремальными, проходили они на юге Астраханской области при сорокаградусной жаре. Целый год там строили не просто декорации, а настоящую золотоордынскую столицу Сарай. В истории сохранилось очень мало свидетельств о том времени. Кстати, именно образ Орды вызывал больше всего вопросов на пресс-конференции во время представления фильма.- У нас не было цели сделать скрупулезную историческую картину, – отметил Андрей Прошкин. – В сценарии была ремарка – показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было – нам было важно ощущение некой фантастичности, потому что все-таки мы снимали миф, а не прямую историческую картину. По сути, главный герой фильма митрополит Алексий. Кстати, он был воспитателем князя Дмитрия Донского, оказал серьезное влияние на политические события того времени. И действительно, в истории остался факт, что Алексию удалось излечить от слепоты жену хана, благодаря чему Москва осталась несожженной. Впрочем, Алексий отказывается признать, что чудо свершил он – это не под силу смертному. Максиму Суханову, сыгравшему эту роль, удалось передать и мощь, и масштаб этой личности. Однако при этом он избежал пафоса, его герой, как всякий человек, подвержен и сомнениям, и унынию, и слабости.Мой герой, – сказал Суханов, – совершает гражданский поступок, что для меня особенно ценно. Этот фильм еще и о том, что Орда существует внутри каждого человека, однако зло, низкие энергии не в силах победить душевную силу и доброту.
Комментарии