Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать,и купить,Слово можно в разящий свинец перелить.Вадим ШЕФНЕР
Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «ребенок», «солнце» и «море».
«Слова прочнее бронзы и древних пирамид», – говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Софист Горгий, живший в Древней Греции, писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П.П. Горяев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оз-доравливают ее.
Слово – глубокий колодец-источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно – побольше, целое ведро, можно много ведер воды достать, и все равно не вычерпать. Вот и мне хочется донести до детей понимание всей глубины слова, всех его значений, всех оттенков.
Гуляя по липовой аллее детского сада, мы описываем деревья, траву, говорим о том, какого они цвета. Учимся различать в этом зеленом цвете сотни оттенков. Разве сравнить весеннюю, майскую нежную зелень с сентябрьской? А разве на одном и том же дереве все листья зелены одинаково: и те, что в тени, и те, что сияют под лучами солнца? Много приходится употреблять разных слов, чтобы назвать все оттенки лишь одного цвета. А сколько их нужно, чтобы описать картину поздней осени, да еще передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь ее красотой?! Трудно? Да, трудно. Но мне есть у кого учиться! У поэтов и писателей – хранителей нетленного русского слова.
Читая произведения о поздней осени Пушкина, Бунина, Есенина детям, я стараюсь вызвать у них чувство торжественного и величавого, которое кроется в уверенной надежде человека в том, что природа вечно жива, а ее увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
Когда я размышляю о великой силе слова, у меня рифмуются строки:
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одежда.
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
Я стремлюсь к тому, чтобы этот животворный источник – богатство родной речи – был открыт для детей с первых шагов их дошкольной жизни. «Путешествуя» к животворному источнику, я добиваюсь того, чтобы ребята чувствовали красоту языка, бережно относились к слову. Ведь речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Поэтому считаю, что важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в дошкольном возрасте, где каждая встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство изумления, невозможно переоценить.
Мы путешествовали по лесу, лугу, саду, и слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывала детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. «Путешествия» в природу были первым толчком к творчеству. У ребят появилось желание передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте. Дети старшего дошкольного возраста в устной форме составляли сочинения-миниатюры о природе: «Ой, как красиво в саду, когда цветут яблони. Белые цветочки раскрыли лепестки перед солнцем. Ветерок колышет цветочки, и они звенят, как колокольчики. Весь сад звенит, улыбается солнцу. А когда ветер утихает, слышно жужжание пчел» (Саша К.). «В августе падают звездочки с неба. Есть в темном лесу большая поляна. Упала звездочка с неба на поляну. Зацвел пурпурный цветочек» (Кристина Л.). «Разбудило солнышко лес. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой колокольчик. Смотрит на снег и удивляется: «Не рано ли я проснулся?». «Нет, не рано, пора, пора», – запели птички. И наступила весна» (Оля М.).
Эти и другие сочинения ребят – результат моей работы. Я добиваюсь того, чтобы представления о предмете, явлении окружающего мира вошли не только в их сознание, но и в душу и сердце. Было бы I наивным ожидать, что ре- В бенок под влиянием красо- I ты природы сразу же соста- I вит описательный рассказ. F Творчество не приходит . сразу, творчеству надо L учить. Ребенок лишь тогда I составит сочинение, когда Ъ он услышит описание при- Р роды от воспитателя.
Первое сочинение, кото- I рое я прочитала детям, I было составлено мною на | берегу пруда в тихий вечерний час. Я стремилась к тому, чтобы ребята поняли и почувствовали, как наглядный образ можно передать словами. Сначала дети повторяли мои собственные сочинения, постепенно они переходили к самостоятельному описанию взволновавших их картин природы: начинался индивидуальный процесс детского творчества.
Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением, дети слышат музыку слова, получая истинное наслаждение и повторяя запавшие в душу слова.
Я воспитатель, в душе немного поэт, поэтому всякий раз использую любую возможность для того, чтобы пробудить в детских сердцах поэтическое вдохновение, чтобы слово приобрело индивидуальное поэтическое звучание в душе каждого ребенка.
Тихое зимнее утро. Деревья в белом инее. Покрытые тонкими, как иголочки, льдинками ветви кажутся выкованными из серебра. Мы направляемся к липовой аллее, стараемся не прикасаться к ветвям, чтобы не нарушить обаяние неповторимой красоты. Останавливаемся, я читаю стихи Пушкина, Фета о зиме. Под впечатлением поэзии и красоты дети находят слова, с помощью которых можно нарисовать образ дерева, покрытого инеем, и составляют стихотворение, в котором оживают яркие фантастические образы из сказок, созданных ранее:
Пришел волшебник-кузнец,
принес золотой горн,
Расплавил в нем серебро,
все липы на аллее облил…
Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой источник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить писать и читать. У одних детей этот родник бьет сильнее, у других -слабее.
Поэтическое творчество – высшая ступень речевой культуры, оно возвышает человека. Очень важно, чтобы эта наиболее тонкая сфера творчества была глубоко личным, сердечным делом каждого ребенка. Ничего исключительного в том, что некоторые из моих воспитанников сочиняют свои первые детские стихи, я не вижу; это нормальная игра духовных сил, обычный творческий огонек, без которого нельзя представить полноценного детства. Особенную радость мне доставляет, когда дети читают свои стихи, так как их содержание, окраска слов помогают мне понять душу ребенка.
Ведь каждый ребенок – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию, свой взгляд на мир слов.
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи…
Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.
Я педагог и, размышляя о силе слова, о его воздействии на ребенка, знаю точно, что слово – это не мыльный пузырь, летящий по ветру. Это орудие моей работы, это непрерывное усилие: оно должно идти от сердца и проникать в душу каждого ребенка, крепнуть и давать всходы.
Чем ближе я знакомилась с воспитанниками, тем больше убеждалась в том, что одной из важных задач, которые стоят передо мной, является возвращение детства тем, кто в семье лишен его. За семь лет работы в детском саду я убедилась в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. Такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово воспитателя не доходит до глубины его сердца.
Выпрямить душу такого ребенка -одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком кропотливом труде происходит главное испытание человеколюбия.
Быть человековедом значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защитить нежное детское сердце.
Всматриваясь в детские глаза – карие, голубые, зеленые, – я думаю: хватит ли во мне добра и теплоты, чтобы согреть их сердца и защитить от зла?
Я вспомнила слова Василия Сухо-млинского: «То, что говорит любимый учитель, воспринимается ребенком совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый им, чуждый ему человек». Я воспитываю словом и личным примером, дети читают в моих словах и поступках добро, правду, красоту. За каждым моим словом стоит теплота, сердечность, душевность.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение, способствовать формированию духовной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и развивая его. Достижению этой цели способствует всесторонняя работа над словом как средством для выражения идей, понятий, суждений и чувств.
И я уверена, что именно этот путь поможет ребенку стать высоконравственным, добрым и честным человеком.
Идя этим путем, ребенок получит прочную защиту от зла, жестокости, грубости. Но это зависит и от природной одаренности ребенка, и от духовной энергии, вложенной в него семьей, и от той атмосферы в целом, в которой он растет и воспитывается.
Это процесс длительный и кропотливый, требующий определенной системы, педагогической смекалки и выдумки, практического опыта, и не стоит огорчаться первым трудностям и неудачам, которые, несомненно, возникнут на этом пути.
Поэтому сегодня направление моей педагогической деятельности – пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых, чтобы дети почувствовали, ощутили слово, проникли в его глубинный смысл, обрели способность «жить» в слове.
Комментарии