search
main
0

Чудесный песок. Детско-родительский образовательный проект

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный. Участники: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, воспитатель, логопед, родители воспитанников.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Актуальность темы: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Для детей с общим недоразвитием речи характерны низкая работоспособность, быстрая утомляемость, снижение познавательной активности, поэтому необходимо особенно тщательно подбирать интересную для детей деятельность. Такой деятельностью является экспериментирование. Оно пронизывает все сферы жизни ребенка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Лето – особенно благоприятная пора для детского экспериментирования, именно поэтому данный проект рассчитан на летний период.Проблема: откуда привозят песок в песочницу? Зачем еще нужен песок человеку?Цель: развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей в процессе знакомства со свойствами песка.Задачи:- ознакомить детей с происхождением и применением песка;- ознакомить со способами выполнения творческих работ с использованием песка.Речевые задачи проекта:- ввести в активный словарь существительные: песок, экскаватор, бетон, песочные часы, песчинка, фильтр, смесь; прилагательные: песочный, сыпучий, зыбкий, рассыпчатый, мягкий, влажный, сухой, мокрый, теплый, горячий, холодный; глаголы: сыпать, копать, строить, добывать, осваивать, применять, добавлять, мешать;- формировать умение образовывать и использовать в речи родственные слова: песок, песочек, песочница, песчинка, песчаный;- совершенствовать умение образовывать и использовать в речи приставочные глаголы: сыпать, рассыпать, высыпать, пересыпать, насыпать, досыпать, подсыпать;- продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными;- закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги;- продолжать обучать составлению предложений по картинкам, учить распространять предложения;- развивать умение правильно формулировать и задавать вопросы;- побуждать детей к обсуждению увиденного, рассказыванию о переживаниях и впечатлениях.Продукт проектной деятельности 1. Выставка детских работ из песка «Чудесный песок».2. Буклет, описывающий опыты по свойствам песка. (См. схему.)Методические рекомендацииПроект «Чудесный песок» предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, коммуникативного, социального, экологического, творческого развития детей. Они реализуются в ходе поисково-познавательной, экспериментальной, творческой деятельности. Данный проект предназначен для работы в летний период с детьми, имеющими нарушения речи. Работа по проекту включает в себя комплекс педагогических мероприятий, направленных на познавательное и экологическое развитие детей. Целесообразно использовать следующие формы работы по реализации поставленных задач: – беседы;- экспериментирование, опыты;- дидактические, подвижные игры;- продуктивная деятельность;- чтение художественной литературы;- организация конкурсов, развлечений, викторины.Проект реализуется через создание условий для проявления собственной активности детей, прежде всего в их самостоятельной и совместной с взрослым деятельности с учетом интересов детей. Педагогическое руководство должно строиться на принципах сотрудничества. Главная задача в данном проекте – организация исследовательской, экспериментальной деятельности детей. Детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. В данном проекте осуществляется деятельностный подход к развитию детей. Что такое песок?Песок- это мелкие частицы минералов и горных пород, подвергшихся разрушительному воздействию сил природы. В большинстве случаев основной составляющей песка является кварц.Как образуется песок?Наиболее значимый вклад в образование песка вносит вода. Под непрерывным воздействием океанских волн меняют свои очертания скалы и стачиваются огромные валуны, в результате чего образуются массы песка, которые можно наблюдать на морских побережьях. Немалая доля песка образуется под действием ветров. Постоянное воздействие перемещающихся масс воздуха на горные вершины сопровождается процессом выдувания частичек скальных пород.Песок может быть как натурального, так и искусственного происхождения. Искусственный песок получают путем измельчения известняка,гранита, базальта, мрамора, речной гальки, туфа, шлака и других горных пород в специальном дробильном оборудовании. Используют такой песок преимущественно в различных декоративных растворах.Классификация пескаПесок классифицируется по происхождению, месту добычи и обработке, а также по величине зерен. По происхождению песок бывает искусственнымиприродным, природный песок обходится значительно дешевле, поэтому в строительстве и других отраслях, где требуются большие объемы песка, в основном используют именно его.Искусственный песокможно подразделитьна тяжелый и легкий, их производят из разных минералов и используют в разных целях.Природный различают по месту добычи. Добывают песок преимущественно в двух местах – на карьерах и в реках.Речной песокчищекарьерного, в нем меньше глины и других примесей, однако по сравнению с карьерным он более гладкий, имеет меньшую площадь поверхности и как следствие более слабые вяжущие свойства, так что однозначно сказать, какой песок лучше, довольно сложно, все зависит от области применения.На берегу моря находится морской песок. В свою очередькарьерный песоктоже разбивают на подгруппы в зависимости от того, каким методом его добывают. А добывают его либо путем промывания, либо просеивают через сито. И в соответствии с этим называют песок либомытым, либосеяным.Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чудесный песок»Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Задачи: – повышать уровень развития ребенка; – усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;- учить анализировать, сравнивать, обобщать;- формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;- развивать представления о свойствах песка;- обогащать словарь;- развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь;-развивать моторику, тактильную чувствительность;- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;- использоватьэлементы здоровьесберегающих технологий: психогимнастику, самомассаж.Материал: стакан с сухим песком, стакан с водой, поднос, тарелочка, мельница, ящик с зеркальным дном, трубка, резиновая груша, стеклянная банка с крышкой.Ход деятельностиИгра ТРИЗ «Хорошо – плохо». (Ответы детей.)Воспитатель: Ребята, песок хорош тем, что он нужен людям. Рассматривание выставки «Изделия из песка». Воспитатель: Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий, изготавливают стекло, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.Ребята, а вы знаете, где живет песок? (В природе.)Песок – это живая или неживая природа? (Неживая природа.)А вы хотите узнать про чудесный песок? А какой бывает песок? (Ответы детей.)Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу все знать!», где вы станете учеными,художниками. Из чего состоит песок? Давайте возьмем лупу и рассмотрим. (Ответы детей.)Что же умеет делать песок? Какой песок по ощущениям? (Сухой.)Возьмем песок в руку и насыплем горкой, что мы видим? (Ответы детей.) Сделаем вывод: песок может двигаться. А какой песок двигается лучше – мокрый или сухой? (Ответы детей.)А давайте проверим? Возьмем мельницу и насыплем в нее сухой песок, что вы видите? (Песок сыплется, и колесо мельницы двигается.) А теперь насыпаем мокрый песок. Что происходит? (Песок не сыплется.) Какой получается вывод? (Лучше двигается сухой песок.) Насыплем сухой песок в стакан, затем нальем немного воды в стакан. Что происходит? (Ответы детей.) Сделаем вывод: песок впитывает воду и становится мокрым. Давайте обобщим, что мы знаем о сухом песке? Дети: Сухой песок желтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам, состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу, из него нельзя лепить, сухой песок двигается.Воспитатель: А что мы можем сказать о мокром песке? Дети: Мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будтокрепко взялись за руки и прилипли друг к другу, он темнее, чем сухой песок, из влажного (мокрого) песка можно лепить.Физминутка. Имитация движений по тексту стихотворения. Я полилпесокводойИ сложил его горой.Папа взял мою лопатку,Разровнял на горке грядку.Вышел сказочный дворец -Ай да папа, молодец!Воспитатель: Давайте пройдем к ящичкам с песком (на дне ящика зеркало). Самомассаж. Психогимнастика. Дети, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, сжимают, перетирают его между ладонями.Воспитательучит детей проговаривать свои ощущения: «Я чувствую тепло (холод) песка. Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно. Мне нравится погружать свои руки в песок».Воспитатель: Давайте нарисуем на песке узор сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно. Расскажите, что вы нарисовали? (Ответы детей.) Во время ветра песок может лететь в глаза, а может и не лететь. Почему? (Ответы детей.) Давайте проведем опыт. В стеклянную банку насыплем сухого песка, закроем крышкой, в крышке сделаем дырочку для трубочки. Один конец трубочки находится в банке, в другой вставим резиновую грушу. Создаем в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются.) Затем проделываем такой же опыт с мокрым песком. Что видим теперь? (Мокрый песок не сдувается.) Делаем вывод: в сухую погоду ветер несет с собой песок, а во время дождя или после него песок с ветром не летит. Ребята, вам понравилось проводить опыты с песком? Тогда мы продолжим в следующий раз. P.S. Другие материалы проекта опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/709.

Ирина ПЕТРОВА, воспитатель детского сада комбинированного вида №19 города Ангарска Иркутской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте