Задачи: расширять кругозор учеников, прививать любовь к изучению природы, показав своеобразие природы Австралии; развивать самостоятельность в работе, логическое мышление; воспитывать умение работать в группах, учитывая личностные интересы детей.
Оборудование:
1. Учебник “Природоведение”, 5-й класс / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
2. Карта на доске.
3. Атлас для 5-го класса, карта Австралии на партах.
4. Карточки с пропущенными словами для каждого ученика.
5. Видеозаписи.
6. Видеомагнитофон.
7. Запись на доске отрывка из стихотворения Эдуарда Багрицкого:
Все неизвестно!
А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там, позади – покинутые страны,
Там, впереди –
Чудесная земля.
Ход урока
Вступление учителя
В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиций, открытий. И сердце с грустью отзывается на трогательные строки Эдуарда Багрицкого. (Читается отрывок, взятый в качестве эпиграфа).
У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по одному из континентов.
Он самый маленький и сухой. Произнесите его название про себя. Посоветуйтесь с соседями в “четверках”.
Как называется этот континент?
Запишите его посередине страницы. Это тема урока.
Записывается. Австралия.
Наша творческая мастерская начала работу. Работаем в тетрадях, помогают нам атласы, карты и учебник. Запишите слова, характеризующие этот континент в столбик слева. В столбик справа записывайте географические названия – природные объекты.
Поменяйтесь с соседом тетрадью, прочитайте его записи. Дополните свои записи.
Поработайте в “четверках”. Обсудите правильность выбранных вами объектов.
Проводим перекличку. Выступает представитель группы (“четверки”), называет географические названия, указывает на принадлежность. Например, Муррей – река и т.д.
(Все ученики дополняют и дописывают в своих тетрадях).
– Выберите из общего перечня 3 любых объекта, которые наиболее полно создают образ материка, являются его визитной карточкой (р. Муррей, оз. Эйр, и …).
Просмотр видеофильма об Австралии (по частям).
После каждой части – самостоятельная работа по карточкам, которые разложены на столах, и затем идет обсуждение.
I часть (3 мин.). Работа по карточке.
“Климат юга Австралии, погода, океанические течения южного полушария рождаются в… (Антарктиде).
Верхний слой воды в океане летом прогревается. Теплая вода уносится течением, а ее место занимает… (холодная). Со дна океана вместе с холодной водой поднимаются… (минеральные вещества), давая пищу водорослям”.
II часть видеофильма (3 мин.), затем работа по карточке.
“Центральную часть Австралии называют гибельным местом или “мертвым сердцем континента” по причине отсутствия… (воды). В пустыне Австралии можно встретить большое многообразие видов растений. Им позволяют выжить… (подземные воды)”.
III часть видеофильма. (3 мин.) Содержание карточки.
“В центральной части Австралии располагается озеро… (Эйр). Вода в нем… (соленая). Площадь озера Эйр сильно увеличивается в сезон дождей, так как… (все реки Австралии несут воды в озеро Эйр).
Закрепление. Учитель предлагает ребятам составить краткий рассказ об особенностях материка по плану.
План
1. Омывается океанами.
2. Ближайшие материки.
3. Внутренние воды.
4. Рельеф.
5. Климат.
6. Диво-материк.
Заслушиваются 3-5 разных вариантов рассказов.
Домашнее задание по выбору.
1. Составьте памятку туристу, отправляющемуся в Австралию. Обозначьте маршрут, вид транспорта, точку отправления, особенности одежды, меры безопасности.
2. Составьте рекламное объявление для туристов, отправляющихся в Австралию.
Валентина КИРИЛЕНКОВА,
учитель биологии
Псков
Комментарии