Вряд ли найдется человек, который станет оспаривать мысль о том, что игра просто необходима для развития, социализации и обучения ребенка. Не случайно педагоги активно используют этот элемент в своей практике для усвоения и закрепления у школьников новых знаний. Но даже если дети играют, чтобы развлечься или отдохнуть, вольно или невольно они в это время развивают свое воображение, общаются с ровесниками, переживают светлые моменты.
Казалось бы, идея о необходимости игры в детстве не нова. Еще Жан Жак Руссо говорил: «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» А наш великий педагог В.А.Сухомлинский считал, что «игра – это огромное, светлое, нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Но, увы, время «дочек-матерей», «казаков-разбойников», эмоционального футбола во дворе на наших глазах уходит. Ему на смену пришла эпоха (если это слово применимо к скоростным изменениям окружающего мира и общественных ориентиров) гаджетов, социальных сетей, компьютерных игр и прочих тиктоков. И вроде бы никто не против традиционных игр в обществе себе подобных, но где та инфраструктура, где можно поиграть и пообщаться? Игровые зоны и аттракционы в многочисленных торгово-развлекательных центрах не в счет – они созданы в основном для того, чтобы дети не мешали взрослому обществу потребления. Отдельные попытки организации игровой и развлекательной активности при библиотеках, дворовых праздников имеются, но они не столь многочисленны и достаточно эпизодичны.
А между тем за рубежом получил довольно широкое распространение опыт так называемых людотек и людобусов (от латинского слова ludus – «игра»).
Будучи в Женеве, я неоднократно проходил через двор одной из обычных местных школ. По окончании уроков и продленки не все ученики торопились покинуть территорию учебного заведения. Пристроив рюкзаки, ребятня устремлялась к спортивным снарядам (перекладинам, бревнам), горкам и качелям. Максимум за полчаса они снимали образовательный стресс, активно общались с одноклассниками и отправлялись по домам. Кто-то это делал самостоятельно, а кто-то – в сопровождении родителей или бабушек-дедушек. Впереди у школьников – обед, уроки, если задали, планшет с играми, телевизор с мультиками, и день прошел.
Но вот наступают каникулы: пасхальные, летние, «картофельные» (когда-то давным-давно занятия в швейцарских школах прерывали на период уборки урожая), и отроки снова на школьном дворе. Канаты и качели быстро надоедают, маячит скука. И вдруг в школьные ворота въезжает веселый фургон, или людобус, который кочует по школьным дворам – неделю тут, неделю там. Из него, как из волшебного сундука, появляются на свет настольные игры, конструкторы, книги, краски, самокаты, велосипеды, инвентарь для подвижных игр. Ассортимент достаточно широк – до 300 наименований разных категорий и направлений. Игры предлагаются самые разнообразные – социальные, созидательные, подвижные, развивающие сообразительность…
Картина радует глаз – дети все при деле. Вот внук с дедушкой сели за шахматную доску. А внучка с бабушкой наряжают куклу. Мальчишки постарше с радостными криками гоняют мячик пластмассовыми клюшками. Здесь дружная компания играет в разновидность нашего пионербола. Финансируют все эти удовольствия местные власти на уровне коммун. Такую заботу о подрастающем поколении проявляют энтузиасты из некоммерческих организаций. Заметим, любая игра, спортивный инвентарь предоставляются бесплатно и без какой-либо предварительной записи или регистрации. Пришел, увидел, получил.
Особую роль в организации полезного досуга детей играют инструкторы. Как правило, это молодые люди, прошедшие специальную подготовку. Они не только выдают и монтируют инвентарь с помощью добровольных помощников из числа родителей, объясняют, как им пользоваться, но и разруливают, если это необходимо, спорные ситуации. Известно, что игры подспудно служат катализатором усвоения элементарных правил общежития, воспитания коллективизма. (Прошу извинить, если кто-то это слово сочтет несовременным.) Не случайно местные тинейджеры уступают старшим дорогу, не скупятся на «бонжур, месье, бонжур, мадам».
Однажды на школьном дворе, куда приехал людобус, я стал свидетелем того, как 11‑летние мальчишки отчитали своего темнокожего товарища за сущую, по нашим нынешним представлениям, ерунду. Тот, видя, как азартно пожилой мужчина с маленьким внуком пасуют друг другу футбольный мяч, тоже захотел принять участие в игре. Но, когда мяч улетел через изгородь в кусты, развернулся и отошел, сказав, что устал. Вот тут ребятишки и взяли его в оборот, предварительно достав мяч из зарослей и извинившись за своего друга. После внушения мальчуган сам подошел к мужчине и попросил прощения.
В некоторых странах людобусы выполняют и специфические функции. В Молдавии, например, волонтеры ассоциации «Друзья детей» каждую субботу отправляются на таком автобусе в интернаты и скрашивают досуг детям, которые не могут на выходные поехать домой. Причем маршрут игротеки на колесах не ограничивается столичным регионом.
Бывают ситуации (плохая погода, разгар учебного процесса в школах), когда людобус не приезжает во дворы. На этот случай в той же Женеве наготове дюжина людотек. Почти библиотека, только вместо книг игры и игрушки. Форма стационарная, но цели те же – развитие, социализация, воспитание взаимопонимания между отцами и детьми вне школьных стен и условностей. Ассортимент тоже мало чем отличается, разве что велосипедов и самокатов нет. Зато есть костюмы популярных персонажей из детских сказок и мультфильмов. Кстати, помещения под людотеки тоже предоставляет местная власть на безвозмездной основе. Вот такое капиталовложение в будущее.
Есть у женевских людотек еще одна особенность. Игрушки можно брать домой и продолжать игры с соседями, братишками и сестренками. Но для этого в людотеку надо записаться, внеся «абонентскую» плату в размере 30 швейцарских франков в год (примерно 2400 рублей). Это стоимость примерно пяти батонов не самого дорогого хлеба. Минимальная же пенсия составляет 1260 франков. Пользоваться игрушкой можно в течение 28 дней с правом продления еще на такой же срок. Для этого достаточно позвонить по телефону или отправить электронное письмо либо эсэмэс.
Есть небольшое исключение из этого правила. Если материалы берутся домой для развлечения юных гостей, приглашенных на день рождения ребенка, то срок сокращается до одной недели. Ибо другим именинникам они тоже могут понадобиться. Прежде чем забрать игру или игрушку, абонент должен убедиться, что все укомплектовано и находится в хорошем состоянии.
Если игра не возвращена вовремя, то на пользователя накладывается штраф в размере одного франка за каждую неделю просрочки. В случае потери или повреждения игрушки убытки людотеки придется возместить.
Нередко услугами людотек пользуются детские сады и ясли. Регламент для таких учреждений несложен: можно брать до двух игрушек на ребенка или до пяти на группу.
Двери в людотеку открыты для любого независимо от района проживания. Особенно популярны такие заведения у молодых семей с малолетними детьми, склонными, как известно, к копированию поведения взрослых. К их услугам игрушечные кухни с плитами, стиральные машины, наборы столярных и слесарных инструментов. Детские товары в Швейцарии, впрочем, как и у нас, стоят недешево, поэтому пользование людотекой – еще и подспорье семейному бюджету.
Обеспечить ребенку доступ к подобной инфраструктуре – значит предоставить ему возможность найти не только занятие по душе, но и друга. Если к делу подойти с умом, то таким другом может стать сынишка трудовых мигрантов. Согласитесь, в условиях дефицита рабочих рук проблему мирного сосуществования детей из разных культурных и этнических сообществ решать придется. Так почему бы не через людотеку? Главное, чтобы управа, муниципалитет или округ правильно расставили приоритеты, распоряжаясь недвижимостью и денежными ресурсами.
Николай ОСИПОВ
Комментарии