Хорошая новость: одна из крупнейших международных образовательных инициатив в области применения передовых информационных технологий в школах “Teach to the Future” (“Обучение для будущего”) теперь официально распространена и на Россию. Об этом на совместной пресс-конференции в Москве заявили руководители корпорации Intel, московского представительства корпорации Microsoft и Министерства образования РФ.
Программой до сих пор было охвачено 20 стран мира, включая США, Китай, Коста-Рику, Индию, ФРГ, Бразилию, Францию, Великобританию, Польшу, Эстонию. Теперь к ним присоединилась и Россия. К концу 2002 г. бесплатным обучением в рамках программы будет охвачено полмиллиона преподавателей в 24 странах (в том числе в США – 100 тыс.). В частности, в рамках этой программы до конца 2003 г. обучение пройдут 10 тыс. российских учителей. На эти цели Intel и Microsoft израсходуют более двух миллионов долларов. Педагогическое сопровождение этого технологического проекта обеспечит Министерство образования РФ. Как подчеркнул генеральный управляющий бизнесом Intel в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) Стейси Джеред Смит, “обязательна полная адаптация материала местными специалистами”. Стейси Смит дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
– Мистер Смит, давайте представим себе такую гипотетическую, но все-таки возможную ситуацию: один из тех молодых людей, который прошел через программу “Обучение для будущего”, в итоге становится ведущим конструктором вашего конкурента, например, фирмы AMD или “Эппл Компьютерс”, и создает какую-то принципиально новую, революционную архитектуру микропроцессора. Вам не будет обидно, что вы сами себе воспитали такого конкурента?
– Реальность сегодня, безусловно, такова, что страны подразделяются по уровню общей подготовки в области наук, информационных технологий и производства. Но когда мы говорим о такой градации, это не касается каких-то конкретных продуктов, компаний или технологий. В данном случае Intel прилагает свои усилия, с тем чтобы совместно с Минобразованием России повысить общий уровень образования и применения новых технологий в обучении в Российской Федерации. Если благодаря нашей программе учителя смогут заинтересовать какого-то ребенка научной карьерой и если в результате этот ребенок получит Нобелевскую премию, пускай это будет результатом его работы в конкурирующей с нами компании, тем не менее я буду счастлив.
– В чем принципиальное отличие программы “Обучение для будущего” от традиционных и весьма распространенных курсов “компьютерной грамотности” или “работы в интернете”?
– Позиция Intel такова: чудеса творят не компьютеры, а учителя. Наши дети учатся в век цифровых технологий. Однако такие важные элементы образовательного процесса, как умение пользоваться оборудованием, наличие навыков и знаний, где, когда и как следует использовать технологии, а также способность следить за прогрессом, зачастую не учитываются при подготовке преподавателей. Судите сами: например, только 20 процентов американских преподавателей сегодня чувствуют себя достаточно подготовленными, чтобы использовать достижения технологий в учебном процессе; 60 процентов свободных сегодня вакансий требуют наличия знания и навыков, которыми владеет всего лишь 20 процентов работоспособного населения. В Intel уверены, что технологии могут повысить качество образования, если преподаватели будут знать, как наилучшим образом интегрировать их в свой учебный курс. Программа “Обучение для будущего” – это не традиционная помощь деньгами или оборудованием. Эта инициатива преследует цель научить преподавателей использовать технологии в сегодняшних учебных программах.
– Ежегодные ассигнования Intel в развитие системы образования превышают 120 миллионов долларов. Как относятся в совете директоров корпорации или на заседаниях акционеров к такому распределению прибылей?
– Дело в том, что перед всеми компаниями, работающими в области высоких технологий, в ближайшем будущем встанет одна и та же проблема – нехватка специалистов в области науки и информационных технологий. К 2004 году нехватка таких специалистов только в Западной Европе составит 1 миллион 700 тысяч человек! Поэтому наши усилия по улучшению образования в области науки и информационных технологий, которые мы сейчас предпринимаем на уровне университетов (а теперь благодаря программе “Обучение для будущего” распространяем на уровень средней школы), – это прекрасное вложение в будущее, вложение, которое, безусловно, окупится.
– Недавно глава корпорации Intel Крейг Барретт на церемонии вручения ему премии Founder’s Award за 2001 год за выдающийся вклад в развитие системы образования, в частности в улучшение качества преподавания математики, естественных наук и технических дисциплин, указал на существенное снижение за прошедшее десятилетие доли специалистов по электротехнике, информатике и системотехнике среди выпускников американских вузов. Это привело к отставанию США от зарубежных конкурентов в данной области. Все это, честно говоря, не вяжется с представлениями о США как о самой компьютеризованной и интернетизированной стране мира.
– Мне кажется, что Крейг Барретт был абсолютно прав, когда выразил свою озабоченность тем, что изучению точных и естественных наук и информационных технологий уделяется сейчас в США меньше внимания. Программа “Обучение для будущего” прежде всего направлена на то, чтобы обычным школьникам привить интерес к повседневному использованию компьютера. Мы пытаемся сделать так, чтобы использование последних информационных технологий стало для них интересным и необходимым. Тем самым, спустя какое-то время, это приведет к повышению общего уровня знаний и степени владения информационными технологиями уже на уровне выпускников вузов. Россия имеет очень добрую и очень глубокую традицию в получении блестящих результатов в области университетского образования по естественным наукам: математике, физике, химии. Нам кажется, что использование нашей новой программы “Образование для будущего” является дополнением к этой национальной традиции и может привести к блестящим результатам.
Андрей ВАГАНОВ,
по материалам
“Независимой газеты”
Комментарии