search
main
0

Чудеса рукотворные. Урок русского языка в 5-м классе на тему «Правописание слов с разделительными ь и ъ»

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Правописание слов с разделительными ъ и ь», развитие орфографической зоркости, навыков контроля и взаимоконтроля, содействие повышению интереса детей к русскому языку.

Ход урока1. Организационный момент Учитель: Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?Ответы детей.Учитель: По окончании урока мы поставим отметки. Отвечайте на вопросы и ставьте себе плюс, если вы знаете ответ, но не успели поднять руку, вас не спросили.2. Формулирование темы урока, постановка цели, мотивация УДУчитель: Какую тему вы изучали в течение недели? Если бы сейчас вам дали тестовую контрольную, вы бы готовы были ее выполнить? Чем мы должны заниматься сегодня на уроке? Дети под руководством учителя формулируют тему урока, с помощью педагога ставят цель урока.Учитель: На доске схема. В процессе урока мы заполним схему и запомним примеры.Разберите по составу слово «рукотворные». Как вы его понимаете?Ответы детей.3. Актуализация знаний Учитель: В учебнике, в справочнике найдите таблицу употребления ь и ъ и попробуйте заполнить схему.Дети работают с учебниками, находят таблицу, объясняют способ действия и заполняют схему.4. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуацииУчитель: Отгадайте загадку: «В деревянные бока руками может упираться, деревянными глазами  и губами улыбаться, если тронешь – закачается, раскачаешь – открывается, станет мало – разберется, а устанет – соберется, сама в себя может спрятаться. Как кукла называется?»Ответы детей. Учитель демонстрирует русскую матрешку. Запись на доску.Учитель: Выделите окончания глаголов, объясните написание.Дети выполняют задание.Учитель: Еще одна загадка: «Изгибаются тоненькие стебельки, распускаются маленькие бутоны, расцветают аленькие, золотые и желтые цветочки. Рассыпаются малюсенькие ягодки». При описании какого предмета можно использовать эти словосочетания? Дети: Павловопосадский платок.Рассказ о жостовском подносе.Учитель: На карточках текст с пропусками, внимательно прослушайте и вставьте слова.Этапы жостовской росписи.Замалёвок. Разбавляется краска. На подготовленную поверхность наносятся силуэты цветов и листьев.Тенёжка. Полупрозрачными красками наносятся цветные тени. Слово «тенёжка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.Прокладка цветом. Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали, высветляется фон, подчеркивается объем.Бликовка. Накладываются блики – светлые мазки, выявляются свет и объем. Букет кажется освещенным множеством источников света. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти наносятся небольшие, но очень значительные штрихи – рисуются прожилки и кружевные края на листочках, обводятся семена в центре чашечек цветов.Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.Края подноса заключаются в красивую рамку.Наводка зеркального блеска. С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.Проверка, объяснение орфограмм.Учитель: В какой форме стоят вставленные глаголы? Нужен ли в них ь? Ответы детей.Учитель: На ваших столах неправильный текст. Исправьте ошибки. Проверьте друг друга.Какие орфограммы не знает автор текста?Ответы детей.Физкультминутка. Начинается с того, что дети принимают позу дымковских игрушек.Выборочный диктант. Прослушать предложение, выписать только те слова, в которых есть ь или ъ. Проверка.Просмотр видеоролика о вологодском кружеве. Учитель: Какие слова приходят вам первыми на ум, когда вы смотрите на эту красоту?Дети: Вологодское кружево.Запись на доску.6. Контроль усвоенияУчитель: Выберите примеры из записанных вами слов для каждого случая.Запись примеров в схему. Фронтальный опрос.Рефлексия. ОценкиУчитель: Какие правила мы вспомнили, заполняя схему? Какие рукотворные сокровища России вы сегодня увидели?Ответы детей.Домашняя работа 1-й уровень – сочинение «Чудесные творения рук человеческих».2-й уровень – составить диктант из слов на правила употребления ь и ъ. 3-й уровень  – составить текст, в котором должны быть использованы слова с орфограммами «Разделительные ъ и ь», «-тся  и  -ться  в глаголах», «ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте