search
main
0

Чудеса нетленные. Верующие и атеисты по-разному относятся к нарушениям законов природы

В последнее время все чаще стали появляться сообщения о том, что где-то мироточат иконы. К этим чудесам каждый относится по-своему: кто-то верит, что это проявления Божьей благодати, а кто-то считает, что это обычное выделение влаги или краски, которые появляются на иконах в виде конденсата. Может быть, и так. Но тогда как быть с бумажными ксерокопиями икон, которые тоже плачут? Неужели и у них краска потекла? Чтобы хоть как-то разобраться в вопросе мироточения, мы обратились к иконописцам и ученым.

Молитва в красках

Иконописный центр «Русская икона 21 века» существует более 15 лет. Возглавляет ее председатель московской гильдии иконописцев Вениамин Рыщенков.

– Создавались мы с одной целью – подготовить новую плеяду современных иконописцев, которые смогли бы развивать иконное дело в России, – говорит Вениамин Алексеевич. – В XX веке, по понятным причинам, вообще не писали икон, так что в XXI веке нам предстоит возродить и укрепить то, что потеряно. Сегодня в России нет достаточно грамотных иконописцев. Есть искусствоведы, которые никогда кисть в руках не держали, есть художники, которые, кроме технологии живописи, не знают искусствоведческой истории, и есть богословы, которые знают литургии, но не умеют рисовать и мало разбираются в искусстве иконописи. Мы же все эти грани объединили. И у нас уже есть достаточно интересные ученики.

Помимо возрождения забытых традиций, центр также следит за тем, чтобы иконы не становились ширпотребными сувенирами. Сейчас мастера пишут все подряд, да еще с применением современных технологий – химических красок, лаков, клея, и вовсе не задумываются о духовности. Икона же не просто картина, которую можно повесить в доме для красоты. Это зашифрованная молитва в красках, и пишется она для одной цели – для человека, который будет перед ней молиться. Другой задачи у нее нет. Поэтому, чтобы сохранить духовность и святость, в центре все иконы создаются по древнерусской технологии и только из натуральных природных материалов.

Все в создании иконы символично. Взять хотя бы основу – дерево. Русские иконы всегда писались на дереве. И это символ: Христос был распят на деревянном кресте. В народе говорят, что иконы пишутся только на досках из липы, но на самом деле это не так. Для иконы подходит любая порода дерева, кроме, пожалуй, осины. Существует поверье, что на осине повесился Иуда. Это еще один символ. Почему же тогда на Руси чаще всего брали липу? Да потому, что когда к нам пришла икона, инструменты обработки дерева были несовершенные, а липа – достаточно мягкая порода, и с ней легко иметь дело. Как известно, бич древесины – жуки-точильщики. Единственная порода дерева, в котором не живут древесные жуки, – кипарис. Считается, что крест, на котором был распят Иисус, был сделан из кипариса. (Заметьте, еще один символ!) Но кипарис – дерево дорогое и для простых смертных, как правило, недоступное. Иконы из кипариса могли позволить себе только монаршие особы. Так, практически все иконы Кремля написаны на кипарисе и прекрасно сохранились до сих пор.

После того как мастер выбрал дерево, на доску наклеивается ткань. В простонародье ее называют серпянкой или паволокой – от древнерусского «покрывать». Помимо того, что ткань скрепляет поверхность доски, на ней еще держится левкас – натуральный клей, который варят из отходов рыбного производства. После этого можно приступать к краскам.

Краски также делаются из натуральных минералов. В старину иконописец довольствовался теми камнями, которые находились в его местности. Поэтому палитра красок древнерусских икон не такая яркая, как у современных. Сейчас «Русская икона 21 век» большую часть минералов покупает у геологов. Случается, привозят и полудрагоценные камни, лазуриты например, которые дают прекрасную цветовую гамму. У обычного человека рука вряд ли поднимется пустить такое богатство на краски, но иконописцы – люди другого мира. Без лишних разговоров они растирают камни в порошок, добавляют яичный желток. Когда краски готовы, можно приступать к самому таинству – написанию иконы.

– Обычно иконы создавали артелью. Начинал писать икону знаменщик: углем он обрисовывал сюжет и процарапывал его иглой. Затем в работу вступал позолотчик, который золотил икону. После этого начиналась живопись: доличники писали все, кроме лика. Лики, руки, все открытые части тела писали только лучшие мастера, – рассказал Вениамин Рыщенков.

С последним мазком иконописца икона еще не считается законченной. Чтобы просохнуть, ей год предстоит провести в холщовом мешке. Этого времени достаточно, чтобы сварить олифу: ведь сам процесс также достаточно долгий – около года. Как и в старину, в «Русской иконе 21 век» олифу варят из льняного масла или натуральных смол. К сожалению, олифа боится темноты. Вот почему через 40-50 лет иконы чернеют.

– Вениамин Алексеевич, у вас иконы мироточили?

– У меня нет, а у моих учеников мироточили иконы. Одни иконы замироточили после того, как их отвезли в храм, другая на выставке замироточила. Уверяю вас, это чудо ни в коем случае не связано с технологией изготовления икон. Мне кажется, это зависит от чистоты человека, от его истинной веры.

– Стоит ли науке заниматься изучением этих чудес?

– Думаю, что нет. Чудо есть чудо. Рано или поздно оно само прояснится. А может быть, и не надо его объяснять: человеку необходимо во что-то верить.

Атомная станция наоборот

Ученые согласны, что наше время наполнено чудесами. А если они есть, значит, мы имеем полное право их изучать. Но при одном условии: подходить к исследованию святынь благоговейно и благочестиво, так, как врач заботится о своем пациенте. Именно такой метод выбрали ученые-естественники комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви, в задачи которой входят систематический сбор сведений о чудесных знамениях, документированное их описание и создание архива. В группу исследователей вошел внук русского философа и священника Павла Александровича Флоренского профессор Государственного российского университета нефти и газа им.Губкина, академик РАЕН и Международной славянской академии Павел Васильевич Флоренский.

– До революции очень внимательно относились к чудесам. Если у кого-то в доме мироточила икона, об этом первым делом обязаны были сообщить полиции. И только после ее обследования о чуде докладывали священноначалию, – рассказал Павел Васильевич. – Сейчас такого контроля нет, поэтому нередки случаи жульничества. Предмет нашего изучения – истинно подлинные чудеса.

Таким образом, исключив жульничество, ученые оказываются перед целой серией совершенно непонятных для науки явлений. Например, мироточение. Из ничего получается вещество. По дарованным нам Богом законам природы такого быть не может. По правилам, вещество сжигается и получается энергия. Именно по такому принципу работают атомные электростанции.

– Выходит, для того чтобы производить благовонное миро, икона должна работать, извините, как атомная электростанция наоборот: поглощать энергию и качать масло. Возникают побочные вопросы: за счет кого энергия и откуда? Это нам неизвестно, – поделился Флоренский. – Единственное, нам удалось установить состав масла. Выяснилось, что миро принадлежит к биогенно-органическому ряду и близко к подсолнечному или оливковому маслу. Но в отличие от последних оно благоухает.

Павел Васильевич рассказал еще об одном исследовании, которое провел ответственный секретарь комиссии, физик Александр Викторович Московский. В 2000 году в храме Преображения Господня села Вельяминово Домодедовского района Московской области икона Матери Божией «Казанская» отразилась на стекле киота. Благодаря доброму и доверительному отношению иереев к комиссии ученые получили святыню и смогли досконально ее изучить. Оказалось, что перенос изображения иконы на стекло – это испарение и конденсация некоего вещества. Но эти вещества не соответствуют ни краске, ни лаку, ни олифе. Это совершенно новые образования. К тому же испарение – это рассеяние, однако в данном случае оно направленно перенесено на стекло. Опять-таки по логике, по законам природы такого быть не должно, но раз происходит, то, как надеются ученые, с Божьей помощью объяснение когда-нибудь найдется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте