search
main
0

Чудеса на песке

Окунаясь в память своего детства, всплывают приятные воспоминания: море, солнце, берег, песок… Находясь на отдыхе с родителями у моря ребенком, я могла долгое время ковыряться в песке, строить замки, лепить песочные пирожные, пересыпать песок, рассматривать крохотные песчинки. Что же так увлекает, завораживает детей при контакте с песком?

Анна КОДОЛОВА,воспитатель группы раннего развития детского сада №2523 «Академия детства»

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура и подсказали Юнгу эту идею.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка, обогащает эмоциональный опыт ребенка.

Ознакомившись с работой Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстегнеевой «Чудеса на песке», мы решили применить методику авторов при работе с детьми раннего возраста в группе «Адаптация». Возраст детей – от 1,5 до 3 лет. Родители приводят детей два раза в неделю на 3 часа. Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Введение игр с песком оказало положительное воздействие на адаптацию детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. Создается естественная стимулирующая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность, в процессе игры легко входит в контакт с другими детьми.

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком, упражнений, направленных на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино.

Тактильная форма ощущений наиболее древняя для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу. Естественное желание детей при встрече с песком – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.

В играх с песком происходит сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов – их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте велико. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию, проводить игры на знакомство с окружающим миром, строить с детьми заборчики (высокие и низкие), знакомиться с домашними и дикими животными, по ходу объясняя различие между ними, знакомить со средой обитания. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире.

Первый коммуникативный опыт у ребенка появляется в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием ковыряются в песочнице. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков – умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Успешно происходит моделирование сказок на песке. Чтение сказки Редьярда Джозефа Киплинга «Слоненок». Педагог драматизирует: «Что у крокодила бывает на обед?» Крокодил тянет за нос слоненка, тому больно, и он говорит в нос: «Не надо! Пустите!»

Мы проводим игры на развитие памяти, воображения. Ребенку предлагаем набор нескольких знакомых игрушек, расставленных на песке в разных местах, затем вспоминаем, из каких сказок эти герои, даем детям возможность самостоятельно рассказать сказку.

Используя методику и пособия, блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера, с помощью игр с песком у детей раннего возраста можно успешно развивать интеллектуальные способности – логику, анализ, обобщение.

Следующим этапом в работе с песком станет знакомство со свойствами мокрого песка.

Все игры и упражнения дети выполняют под руководством воспитателя. Целенаправленные, организованные занятия дают хороший результат и помогают детям легко пройти адаптацию в раннем возрасте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте