search
main
0

Чудеса из цветного стекла Витраж под микроскопом

Знакомство с монументальным искусством на примерах средневековых соборов Франции… Витраж как неотъемлемая часть европейской архитектуры предстает перед детьми в организованном пространстве средневекового храма. “Погружение” в его таинственную среду мы чувствуем в музыке Баха и Вивальди.
София Киевская и собор Парижской богоматери – создание этих выдающихся памятников архитектуры разделяет более ста лет, но связующей нитью между странами и столетиями явилась судьба русской княжны Анны Ярославны.

Небо низко, сумрачно и бледно,
В прорези окна еще бледней,
Виден город, маленький и бедный,
А река – она еще бедней…

Кто бы мог подумать, что это написано о Париже – столице Франции, известнейшем городе мира! Однако здесь идет речь не о современном Париже и даже не времен мушкетеров, а о средневековом городе. Стихотворение Николая Тихонова, откуда взяты эти строки, посвящено княжне Анне Ярославне, дочери Ярослава Мудрого, семья которого изображена на фреске храма Софии Киевской. Анна по решению отца отправилась в далекую Францию. Там она вышла замуж и стала королевой. Выросшая в богатейшем и красивейшем городе, стоящем на берегу широкой и полноводной реки Днепра, она попадает “из блестящих киевских покоев… в эту глушь, в неведомый Париж”. Действительно, Киев в XI веке был одним из самых красивых городов. Крупнее его были только два города – Константинополь в Византии и Кордова в Испании. А Париж тогда ничем еще не прославился. Известный теперь во всем мире собор Парижской богоматери – Нотр-Дам де Пари стали строить при правнуке Ярославны. Первый камень собора заложили в 1163 году там, где стоял когда-то старый храм.
Но скоро только сказка сказывается. Собор строили долго. И вот наконец он вознесся высоко, простирая в небесную высь каменное кружево своих сводов и окон. Это одно из величайших чудес архитектуры, которое до сих пор поражает своей красотой и загадочностью. Мы видим, что собор передает нам совсем другое представление людей о красоте. Как не похож он на греческий и византийский храмы: каждая деталь устремлена к небу, все вытянуто по длине и сужено по ширине. Посмотрите, как это выражено и в скульптурах, в пропорциях фигур. Каким же образом удалось построить такие высокие храмы? Только потому, что придумали своды. Вместо сплошных стен появились опоры, а между ними разместили громадные окна, каркас которых тоже выкладывали из камня.
В храмах происходит богослужение. Значит, и свет, проникающий в него, должен быть необыкновенным, как будто он исходит из космического пространства. (Звучит органная музыка И.С.Баха).
Оконное стекло – по-французски ВИТРАЖ. Витражами стали называть изображения (орнаментальные или сюжетные), выполненные из прозрачных цветных стекол, скрепленных свинцовыми перемычками. Как фреска и мозаика, так и витраж – виды монументального искусства. В соборах средневековья, таких, как в Амьене, Реймсе (готических), мы не найдем росписей с рассказами из священных книг, как на Руси. Их заменяют сюжетные композиции витражей. Разнообразен и красив орнамент из геометрических и растительных форм. Где-то он вплетен в сюжетные композиции, где-то получает полную самостоятельность (смотрим орнаменты, “розы” над порталами). Каким цветам отдавали предпочтения? Желтому, красному, зеленому, нежно-синему.
Но не подумайте, что стекло изобретено в средние века. Его уже знали в Древнем Египте в IV тысячелетии до н.э. и использовали в Древнем Риме в I в. н.э. Египтяне делали из него разные украшения и даже простые витражи. В Европе о стекле не знали, а когда оно появилось, то из-за дороговизны мало кто мог его купить. Маленькие окошки – “прорези окон” – затягивали бычьими пузырями или слюдой. Но для храма денег никогда не жалели.
Древнее искусство витража еще живо. В наших православных храмах нет витражей, но они есть в общественных сооружениях. Достаточно посмотреть станцию метро “Новослободская” в Москве, эскизы оформления которой сделал выдающийся художник Павел Корин.
Как же создается витраж? Интересно, что способ изготовления его не изменился со времен средневековья. Сначала делается “картон” – модель из бумаги в натуральную величину. Много стекол окрашивается в расплавленном виде в разные цвета. Их отбирают для каждой части витража нужного цвета, оттенка и яркости. Затем куски вырезают по рисунку в соответствии с “картоном”. В средние века это делали раскаленным железом по мокрому стеклу, и оно трескалось в нужных местах. Таким образом, трудно было получить округлые линии. Теперь стекло режут более совершенными инструментами, вырезанные кусочки соединяют между собой свинцовыми перемычками. Чтобы стекла не качались, а плотно прилегали к металлу, их закрепляют замазкой.
Задание по теме “ВИТРАЖ” можно сделать разными способами. Поскольку материал уроков связан с готической архитектурой, то ученики выполняют эскиз витража сдвоенного окна – бифория – на листе небольшого, но одинакового для всех формата гуашью. Композицию из геометрических и растительных элементов выстраивают по принципу симметрии. Последовательность такова: рисунок, цветовое решение (сначала заполняют желтыми стеклами, затем – красными и т.д.), и, наконец, витраж одевается черной гуашью в раму с перемычками.
Необыкновенно красиво выглядит коллективно созданный витраж, когда все выполненные работы составлены в общий блок, вытянутый вверх. Центральная часть более высокая и широкая, а боковые – уже и ниже. (Работы временно скрепляются между собой булавками, образуя вертикальные полосы). За счет ритмического разнообразия и распределения пятен цвета, форм, размеров элементов общая композиция становится цельной и монументальной.
Создание эскиза витража способом аппликации из цветной бумаги на черном фоне лучше предложить для индивидуальной работы. Если каждый сочинит свою композицию (рыб, бабочек, птиц), то учителю в конце занятия будет весьма сложно организовать их в единое целое.
Можно сделать витраж на небольшом стекле, расписав его с одной стороны разноцветной тушью. Использовать светофильтры и разноцветную пленку лучше для работы в кружке, так как способ ее крепления весьма трудоемкий.

Светлана ТРОФИМОВА,
учитель изо 1263-й школы
Южного округа
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте