4 апреля нынешнего года выдающийся финский режиссер Аки Каурисмяки отметил 60-летие, а с 7 декабря в российский прокат вышел новый фильм мастера «По ту сторону надежды». В связи с этим журнал «Искусство кино» организовал ретроспективу работ самого известного постановщика Финляндии. С 4 по 10 декабря в сети кинотеатров «Каро» жители столицы смогли увидеть лучшие фильмы ни на кого не похожего режиссера, лауреата множества премий, среди которых – Гран-При в Каннах, Берлинский «Серебряный медведь» и престижная номинация на «Оскар» за картину «Человек без прошлого». Этот фильм, так же, как и признанные шедевры автора «Преступление и наказание», «Тени в раю», «Береги свою косынку, Татьяна», «Юха», «Вдаль уплывают облака» и дилогия «Гавр» и «По ту сторону надежды» транслировались на языке оригинала с субтитрами.
Кино Аки Каурисмяки – режиссера-самоучки, начинавшего карьеру как ассистент на картинах старшего брата Мики, – меланхолически-простые истории о ничем не примечательных людях, чудаках и трудягах, живущих тихими мечтами о лучшей доле, но находящей ее в обычной жизни, каждодневной работе, любви. Впрочем, иногда не происходит и этого – и тогда герои находят силы смириться с неизбежным. Любимые артисты постановщика, давно уже ставшие для него если не семьей, то сплоченной командой, играют сдержанно и скупо, убедительно и много молчат, не позволяют эмоциям и внешней динамике заслонить идею. Грустная ирония, мягкий юмор, сосредоточенность на одной мысли, умение высказаться четко, коротко и до конца, поэтическое обобщение и искренний интерес к человеку, всегда стоящему в центре режиссерского мироздания, отличают все работы финна.
Открывала ретроспективный показ первая игровая картина мастера «Преступление и наказание», снятая по мотивам великого романа любимого писателя Каурисмяки. Вольная трактовка сюжета не помешала автору поднять вопросы, волновавшие Достоевского: о мере ответственности каждого за свои поступки, о допустимости самому вершить правосудие, наконец, о милосердии. Но в этом фильме режиссерский почерк еще не тверд, его кинематографические приемы в полной мере не найдены. Да и актеру Маркку Тойкка, чрезвычайно интересно и своеобычно сыгравшему героя, чьим прототипом является Раскольников, не удалось стать своим в творческой команде Аки: яркая манера игры не вписывалась в стилистику минимализма, характеризующего более поздние картины постановщика.
Каурисмяки любит работать сериями. «Тени в раю» – история о случайной любви мусорщика к кассирше из супермаркета, входящая в состав так называемой «пролетарской трилогии». Для постановщика очевидно, что чувство нежности двух одиноких людей рождается из ничего, но становится самой прочной субстанцией в иллюзорной жизни. Об этом же рассказывает лирическая зарисовка «Береги свою косынку, Татьяна», в которой эстонская девушка в исполнении любимой актрисы режиссера Кати Оутинен во время краткого путешествия в соседнюю северную страну встречает совсем не прекрасного принца. Матти Пеллонпяя в своей неаффектированной манере игры воплотил множество образов в картинах мастера и стал лучшим выразителем его идей. Ранняя смерть артиста разбила творческий тандем, но экран навсегда сохранил его достоверные киноработы.
«Вдаль уплывают облака» и «Человек без прошлого» – две части, возможно, лучшей трилогии Каурисмяки, завершающейся великолепным и мрачным фильмом «Огни городской окраины». «Каро» транслировал лишь первые картины, повествующие о жизни неудачников без денег, работы, иногда и без памяти. Но и того, что есть у героев – непреходящих человеческих ценностей, желания счастья, умения найти его в самых неожиданных местах и понимания, что иногда стоит отказаться от всего и начать с чистого листа, – оказывается достаточно, чтобы достойно принять свою судьбу и получить драгоценную крупицу радости. Любовь как естественная потребность и свойство души – без надрыва, страстей, взрыва эмоций – становится верным помощником на трудном пути людей, о которых так много рассказывает режиссер.
Небольшая черно-белая немая картина «Юха», снятая в ретро-манере по произведению одного из столпов финской литературы Юхани Ахо, повествует о пронзительной любви простого фермера к тоненькой юной жене, погубленной городским соблазнителем. Режиссер рассказывает не столько о конфликте города и деревни, сколько настаивает на необходимости чистоты чувств, носителем которой становится неуклюжий Юха. Глубокая актерская игра Сакари Куосманена становится украшением фильма и сильнейшим впечатлением наряду с точно найденными трогательными деталями.
Наконец, последняя на сегодня авторская дилогия (замысленная, естественно, как трилогия), в которую входят «Гавр» и «По ту сторону надежды» – размышление на тему событий настоящего десятилетия, в котором волна эмиграции готовится смести европейскую цивилизацию и разрушить национальную идентичность. У Аки Каурисмяки нет рецептов от болезней современности, но он по-прежнему стоит на идеалах гуманизма и милосердия. Его кинематограф не дает готовых ответов, а заставляет размышлять и, сомневаясь и страдая, самому находить способы противостоять тревожной действительности.
Фото с сайта 3.bp.blogspot.com
Комментарии