“Ученик – не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь…”
Главной целью курсов по правовым дисциплинам я считаю нравственное становление личности учащегося (студента). Еще К. Ушинский призывал учителя “возбудить в учащемся интерес ко всему нравственному, и тогда можно быть спокойным, что он сохранит всегда человеческое достоинство” и не переступит грань закона.
Как нельзя лучше этому способствуют дисциплины по основам правовых знаний, которые имеют возможность соединить в себе умения, помогающие современному студенту разобраться в себе, в нашем сложном, противоречивом мире, воспитать ответственность за себя, родных и близких, а в будущем – и за страну.
Правовые дисциплины в колледже помогают учащемуся вырасти гражданином, личностью. Велика роль в этом преподавателя, который не только учит, но и воспитывает. И есть еще урок, что дает возможность осуществить и следовать поставленным целям, что продолжает жить всегда, оставаясь старым, как мир, и, как мир, всегда новым – это УРОК! Здесь рождаются открытия, новые идеи, новые методики, педагогические концепции. От него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического творчества.
Вся работа по гражданско-правовому образованию и воспитанию соответствует программе русской национальной школы (автор использует свою программу по курсу “Основы права”), что придает темам занятий особый колорит и яркость, заставляет вникнуть в проблемы Российской Федерации, Кемеровской области, помогает возродить самосознание русского человека.
Продолжая рассуждать о значимости гражданско-правовой работы в колледже, попытаюсь раскрыть технологию своей работы, поделиться тем, что уже наработано, апробировано в колледже и признано центральной прессой.
В преподавании курсов по правовым дисциплинам (“Основы права”, “Российское законодательство”, “Российская государственность и государственный аппарат”). Нет и не должно быть стандарта ведения урока. Каждое занятие становится авторским, изменяющимся по содержанию даже при смене группы той же параллели.
В “Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования” написано о необходимости движения к органическому единству естественно-научного и гуманитарного образования. Сегодня выпускники школ, колледжей, вузов не имеют целостной картины мира, выходя из стен учебных заведений. В то время как в мире уже есть экономическая, политическая, культурная, информационные интеграции.
Поэтому уже многие годы работаю над методикой проведения интегрированных уроков.
1. Интегрированный урок истории и права по теме “Смертная казнь – “за” и “против”.
2. Урок-суд по теме “Защитим нашу планету” – интегрированный урок права, биологии и географии. Этот урок основан на местном краеведческом материале. Материал по экологии Кузбасса, г. Кемерово учащиеся брали из периодической печати.
3. Далее интегрированный урок философии, правоведения и основ военной подготовки по теме “Основы семейного права. Семья и брак в современном обществе”.
4. Интегрированный урок права (делопроизводства и компьютерной обработки информации) по теме “Трудовые отношения в условиях рыночной экономики”. Незаменимыми по своему значению являются уроки общения, когда я старалась помочь учащимся сделать трудный выбор, найти грань между добром и злом, научиться высказать свои мысли открыто. Мне очень нравится, когда подростки имеют чувство собственного достоинства, чего, к сожалению, не было у нашего поколения, умеют слушать и слышать других. Мостиком взаимопонимания ребят с преподавателем служит улыбка, добрые слова поощрения в адрес выступающего, неподдельный интерес к нему.
Но не только урок приближает к цели. Хорошо, когда преподавателю есть о чем сказать воспитаннику и вне занятий. Такое общение особенно дорого мне и моим учащимся, так как ни одно пособие или учебник не заменит живой беседы, откровенного разговора, вместе переживаемых минут радости или огорчения, грусти. Я искренне хочу, стараюсь быть с ними, ребятами, предельно честной, справедливой.
Уроки-КВН, уроки-суды благодатно вписываются в тематическое планирование курсов. Здесь необходим определенный запас знаний учащихся, а потому провожу их как итоговые занятия, стараюсь сделать их современными, понятными и интересными.
Сегодня наше общество ищет пути выхода из кризисного состояния. У нас отсутствует общенациональная идея как основа всеобщего единства и прочного гражданского мира. Сегодня для нашей молодежи не так уж важно быть патриотом и настоящим гражданином страны (сравним: американцы называют свою конституцию “солнышком”).
Наши дети должны быть подготовлены совершенно к иной жизни, чем была наша. Зачем? В обществе развиваются рыночные отношения. А это знание законов, которые надо четко соблюдать и знать. К сожалению, по мнению психологов, россияне являются незаконопослушными гражданами. Поэтому правовая культура должна стать основой формирования новой личности, гражданина в России.
Самостоятельная работа
Формы ее используются разные:
1. РЕФЕРАТЫ – они систематизированы по отраслям права:
а) семейное право;
б) уголовное право;
в) конституционное право;
г) экологическое право;
д) трудовое право.
2. ТАБЛИЦЫ НАСТЕННЫЕ – построены по отраслям права:
а) конституционное государственное право;
б) уголовное право;
в) гражданское право;
г) семейное право;
д) трудовое право.
3. ВИДИОКАССЕТЫ – запись учащимися телевизионных программ “Человек и закон”, “Совершенно секретно”, “Дежурная часть”, “Криминальная Россия”, “Процесс”, “Телевизионный суд присяжных”, “Моя семья”, выступления руководителей нашего государства и органов субъектов РФ по важным вопросам российского законодательства и т.д.
4. СТЕННЫЕ ГАЗЕТЫ – “Новое в российском законодательстве” на основе материалов “Российской газеты”:
а) анализ материалов периодической печати;
б) пропаганда новых законов и профилактика правонарушений.
5. СБОР УЧАЩИМИСЯ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (по отраслям права):
а) человек и его труд (трудовое право);
б) экологическое право; экология Кузбасса;
в) жилищное право;
г) семья и брак в современном обществе;
д) предприятия Кузбасса.
6. СБОР МАТЕРИАЛА. Великие мыслители, правоведы.
В перспективе на 2001-2002 уч. год, разработать учебно-методическое пособие по дисциплине “Основы права” (использование таблиц, логических цепочек, заданий…).
Составить словарь по межпредметным связям; собрать на дискету в динамике по годам новые законы в российском законодательстве.
Политическая и правовая культура необходима каждому. Нет необходимости доказывать значимость работы с политическими документами на уроках права. Она дает возможность учащимся приобретать политический опыт, развивать навыки глубокого осмысления материала и критического отношения к нему.
На занятиях должны быть использованы различные виды документов.
Виды документов
Международные – Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка. Российской Федерации – Конституция РФ, кодексы РФ (или извлечения из них), законы.
Материалы местного уровня – устав муниципального образования, решения представительных компаний, газеты.
Изучение прав человека невозможно без использования таких документов, как Билль о правах, Всеобщая декларация прав человека. При этом необходимо учитывать интересы и особенности учащихся. Можно достичь наибольшего эффекта, если одновременно с чтением текста документа обратиться к истории прав человека и политической карикатуре.
Учитель подбирает в печати политические карикатуры по наиболее актуальным проблемам соблюдения прав человека. Группы формируются по заинтересованности учащихся в решении проблемы, отраженной в карикатуре.
Алгоритм работы в группе
1. В чем заключается проблема защиты прав человека в данной карикатуре?
2. Что говорится о проблеме во Всеобщей декларации прав человека?
3. Как решить проблему в современных условиях?
Напишите коллективное эссе (размышление) по предложенным вопросам. Выступите с сообщением.
В педагогической технологии урока следует обратить внимание на то, что форма контроля знаний изученного материала избрана творческая – эссе.
Учащиеся предупреждены, что оно обязательно должно включать: использование политологических понятий; знание проблемы и документа; логичность изложения.
Такая форма занятия дает возможность развивать мыслительные способности ребят, научить их аргументировать собственное мнение по обсуждаемой проблеме, воспитывает политическую культуру.
Работа с государственными документами
Российской Федерации
(На примере Конституции РФ)
Конституция – Основной Закон страны. Она устанавливает форму правления в государстве, гарантирует политические принципы.
После принятия и вступления в силу Конституции РФ в 1993 году вышел указ президента об обязательном изучении Конституции в образовательных учреждениях. Однако текст Конституции достаточно сложен для усвоения по многим теоретическим, юридическим вопросам, что представляет немалые трудности как в изучении, так и в преподавании основ конституционного строя России.
Сложность изучения Основного Закона РФ заключается прежде всего в большом объеме. Положения Конституции РФ написаны достаточно специальным политологическим языком, формулировки длинные, логика и последовательность изложения часто не доступны для подростков.
Здесь нужна методическая помощь. В частности, можно использовать схемы и таблицы, которые, с одной стороны, разъясняют теоретические аспекты, с другой – выделяют из текста основные принципы законов.
Так, например, вторая глава определяет права и свободы граждан России.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Статьи 17 – 64. Права: личные, социально-экономические, политические, культурные.
Целесообразно обсудить следующие вопросы:
1. В какой политической обстановке была принята Конституция?
2. Какие “предшественники” были у действующей Конституции РФ?
3. Кто участвовал в создании документа?
4. С какой целью она была создана?
Изучение современного значения документа может породить вопросы:
1. Как применяется Конституция РФ в наши дни?
2. Какие возникли проблемы с применением Конституции?
3. Каков порядок принятия изменений и поправок Конституции РФ? Кем и когда предлагались поправки? По каким причинам предлагались изменения?
4. Что вы думаете о Конституции РФ?
При изучении современного применения документа желательно привлекать другие материалы: политические выступления и газетные статьи.
Ребята отмечают, что знание Конституции РФ им необходимо, так как: “не зная Конституции, мы не сможем понять то, что происходит в политическом мире”, “зная ее, я смогу более осознанно участвовать в общественной жизни”, “это пригодится мне в моей будущей профессии. Значит, Конституция поможет мне стать гражданином России”, “потому что я люблю свою страну”.
Занятия с использованием местного материала
Эмпирические исследования показывают, что ученики воспринимают их достаточно абстрактно, проявляя неверие в возможность реального влияния на власть. Ситуация в корне меняется при использовании материалов местного уровня: устава муниципального образования или материалов избирательных кампаний. Изучая эти документы, учащиеся наглядно видят влияние той или иной нормы на систему управления экономикой и социумом их места жительства.
Высокую активность в формировании политической правовой культуры именно в ключе выработанных основных критериев имеют практические занятия по документам избирательных кампаний: газетам, листовкам, плакатам.
Без особого труда учитель может подобрать материалы (из своего почтового ящика и попросить то же самое сделать ребят) с различными позициями кандидатов в депутаты или на различные посты и дать задания, направленные на критическое осмысление.
Алгоритм работы может быть следующим:
1. Изучите материалы.
2. Обсудите их в группе, ответив на следующие вопросы:
Какие материалы вы считаете более объективными и почему?
Какие материалы (фрагменты) вызывают у вас сомнения и почему?
Какие обещания из программ и листовок вы считаете выполнимыми, а какие популистскими?
Какие утверждения или призывы вы считаете общественно опасными и почему?
3. Выразите свое отношение к данному кандидату, аргументируйте свое мнение.
В вступительном слове учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на теоретических знаниях о демократических принципах и процедурах, на нормах общечеловеческой морали, регулирующих общественные отношения, на элементарных взглядах на добро и справедливость.
Учащиеся смогут выделить, например, опасные лозунги: “Россия для русских!”, “Дадим дорогу молодым!”.
Наше наблюдение за эффективностью такого рода практических занятий подтверждается мнениями ребят.
Света П.: Я больше узнала о том, как проходят выборы, составила мнение о политиках. После практикума мне стало понятно, как политические деятели действуют во время выборов.
Использование газетных публикаций на уроках права
В формировании политической культуры учащихся наиболее важную роль играют СМИ. Газеты могут служить великолепным источником информации в различных видах учебной деятельности. Учащиеся могут отследить развитие общественного явления по газетным сообщениям за неделю или более длительный срок. Публикации можно использовать для проведения дискуссии на уроке, для анализа, когда учащиеся должны определить точку зрения автора.
С. Френе писал, что гражданское образование “…не может осуществляться только на уроках путем заучивания правил или провозглашения высоких принципов. Можно быть прекрасно осведомленным о деятельности гражданских институтов и при этом оставаться на уровне жалкого обывателя, которой не в состоянии достойно исполнить ни одну из своих гражданских обязанностей”.
Целью преподавания гражданских дисциплин должны быть знания о ценностях демократического общества. При этом необходимо иметь в виду, что граждановедческое знание является знанием гуманитарным, а гуманитарное знание – знание прежде всего ценностное. Ценностное познание – вполне самостоятельный тип познания, ничуть не менее важный для человека, чем познание теоретическое, понятийное. Мир для человека – это не сумма объективных его качеств, и сам он не является самим собой без мира духовных и нравственно-гражданских ценностей, идеалов.
Идеал открытого гражданского общества выполняет функции направленности, ориентира, способа и характера поведения учащихся. Этот идеал выступает контуром новой социальной деятельности, но идеал гражданского общества в России останется пустой абстракцией, если он не предусматривает возможностей и средств своей реализации. Следовательно, знания, полученные на уроках граждановедения, необходимы человеку, чтобы ЖИТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ в этом мире.
Гражданское образование призвано не только научить учащихся обращать внимание на социальную среду, в которой они живут, но и определять социально-политические и социально-экономические проблемы текущего момента. В первую очередь это относится к ближней среде жизнедеятельности: школа, микрорайон, район, город. Л. Выготский утверждал, что нечто в ребенке появляется дважды: сначала в его внешнем мире, а затем во внутреннем. Еще более конкретно звучит мысль М. Бахтина: “Задача заключается в том, чтобы внешнюю среду, воздействующую механически на личность, заставить, т.е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей, говорящей и поступающей личности”.
Выпускники должны владеть элементарными методами социально-политического анализа, и у них должно быть сформировано критическое мышление! Развитие его является общепризнанной в западноевропейской и американской педагогике образовательной целью, потому что опора демократического общества – это способность граждан принимать обдуманные решения на основе критического анализа ситуации.
Свою точку зрения ученик должен найти в диапазоне других точек зрения или выработать. Становление собственной точки зрения возможно на основании погруженной в реальную практику социально-политических и экономических преобразований. Социальная активность личности воспитывается в процессе освоения социального опыта и отношений, сложившихся в обществе, путем усвоения многообразия социальных ролей, социального опыта других детей, учащиеся осознают свое место и роль в системе общественных отношений, самоопределяются как граждане, вырабатывают свою точку зрения на те или иные социально-политические проблемы.
В рамках разработанной стратегии гражданского образования учащихся можно выделить четыре вида социальной активности: познавательную, трудовую, общественную и экономическую. Каждая из них имеет свою специфику и свои формы реализации и составляет основания проекта. Если будет позитивно решена триединая задача гражданского образования, то можно будет говорить о реализации задач проекта, формирования гражданского мировоззрения учащихся. Его структурообразующими компонентами являются:
признание человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как суверену; соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод; законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к закону; бережливое обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность; постоянное стремление к овладению социально-политическими знаниями, развитое критическое мышление; целеустремленность в своем личностном самоутверждении, вера в себя и в людей, в идеалы демократического общества, жизненный оптимизм.
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правоведения горнотехнического колледжа
Кемерово
Комментарии