В условиях модернизации страны наиболее значимым фактором становится развитие человеческого капитала. Становление инновационного производства, увеличение доли малого и среднего бизнеса в формировании ВВП, повышение правовой и экономической грамотности граждан – стратегические задачи, решение которых напрямую влияет на эффективность проводимых реформ.
Изменения в структуре экономики и общественном сознании немыслимы в условиях устаревшей системы общего и профессионального образования. Для достижения целей модернизации необходимо обеспечить эффективное и оперативное взаимодействие социальных институтов со школой, колледжем, вузом. Именно образование может и должно стать интегрирующим звеном, обеспечивающим партнерство бизнеса и государства. Новая Россия – это прежде всего новые граждане, разделяющие ценности гражданского общества и принимающие принципы инновационной экономики. Образование должно оперативно ответить вызовам времени и качественно подготовить человеческий капитал для модернизации экономики: обеспечить актуальность и практическую ориентацию образовательных программ, дать учащимся и студентам эффективные инструменты построения индивидуальных профессионально-образовательных траекторий, обеспечить их социализацию и создать условия для выхода на рынок труда.Вместе с тем необходимо отметить, что разрушенная связь предприятий, реального сектора экономики и системы общего образования привела к катастрофической ситуации с рабочими и инженерными кадрами. Поиск новых форм социального партнерства, популяризация, формирование у учащихся интереса и реальных представлений об индустриализации страны и назревшей модернизации потребуют целую армию квалифицированных кадров.Сегодня принципиально изменяется роль профориентационной работы с учащимися. Профориентация во многом становится основой построения содержания образования. Взгляд на общее образование как ступень в процессе социализации личности, а именно этот взгляд и лежит в основе профориентационной работы с учащимися, позволяет более эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучения. Важное следствие эффективной профориентации – оптимизация образовательной нагрузки, что в свою очередь основа любой здоровьесберегающей технологии. Принимая во внимание системное значение профориентационной работы для развития общего образования, Департамент образования в решении коллегии от 14 мая 2009 года наметил основные мероприятия по организации этого направления работы.Все эти планы не могут быть реализованы без организации системы ознакомления учащихся с реальными секторами экономики и производства Москвы.Интересный и продуктивный опыт организации экскурсий учащихся на предприятия округа и города сложился в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский».Нормативная основа взаимодействия – закон Москвы от 11 ноября 2009 года №4 «О социальном партнерстве в Москве», а также городское и окружные трехсторонние соглашения.В нашем центре разработана программа дополнительного образования по организации профориентационных экскурсий учащихся ЮЗАО на предприятия и организации «ПрофМаршрут». Наш принцип работы: чтобы выбрать профессию, надо о ней узнать. Организация экскурсий на предприятия реального сектора экономики далеко не новая форма профориентационной работы, она скорее забытая и в настоящее время труднореализуемая для образовательных учреждений, особенно если эти экскурсии организовываются бесплатно. Однако благодаря объединению усилий Центра «Гагаринский», ЮЗОУО, ОС МФП, ЦРП ЮЗАО, вузов и колледжей сегодня мы проводим бесплатные экскурсии на предприятия, а информационную поддержку этой работы обеспечивает ТВ ЮГО-ЗАПАД и сайт ПрофВыбор.ру.Организация профориентационных экскурсий на предприятия – возможность ознакомить учащихся образовательных учреждений с многообразием профессий, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей, решать такие задачи, как: помощь учащимся в осознанном выборе своей будущей профессии; расширение политехнического образования учащихся; помощь в построении профессиональных траекторий; привлечение молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей; снижение дефицита профессиональных кадров в сфере производства; обеспечение связи содержания учебных предметов с программой экскурсий в реальный сектор экономики и производства; показ того, что естественные науки – фундамент современной техники; демонстрация неразрывной связи теории и практики в производственной деятельности людей; мотивация школьников на проявление усердия в обучении; ознакомление учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером, возможно, будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия; раскрытие содержания основных профессий предприятия, показ их значимости и взаимосвязи; выделение группы учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием или отраслью; создание базы предприятий округа, которые готовы принять учащихся образовательных учреждений для проведения экскурсий; создание базы образовательных учреждений, готовых принять участие в экскурсиях.Результаты нашей работы вызывают оптимизм. Для показательности сравнительной динамики: в 2009-2010 учебном году были проведены 69 разнообразных экскурсий: на предприятия ЮЗАО – 41 экскурсия, на предприятия других округов – 28 экскурсий. В экскурсиях приняли участие 1254 учащихся из образовательных учреждений ЮЗАО. В 2010-2011 учебном году мы провели 169 экскурсий: на предприятия ЮЗАО – 98 экскурсий, на предприятия других округов – 71 экскурсию. В экскурсиях приняли участие 2988 учащихся из образовательных учреждений ЮЗАО.В профориентационный экскурсионный маршрут уже включены такие важнейшие предприятия, вузы, научно-производственные организации Москвы, как:- электродепо «Калужское» Московского метрополитена;- станкостроительный завод ОАО «Красный пролетарий»;- 1-й автобусный парк – филиал ГУП «Мосгортранс»;- 18-й автобусный парк – филиал ГУП «Мосгортранс»;- филиал «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» («МЦ АУВД» филиал ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»);- комплекс по переработке твердых бытовых и биологических отходов «Руднево» МСЗ №4 (ГУП «Экотехпром»);- ООО «Академия Биосенсоров»;- ООО НПФ «Эвитон»;- ООО КБ «Диполь»;- ОАО «Концерн «Моринформ система-Агат» (МИРЭА);- ФГУП НИИ «Восход» (МИРЭА);- Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН (МИРЭА);- ООО «Связь инжиниринг»;- 38-я пожарная часть;- ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н.А.Пилюгина»;- ООО «Световод»;- дизайн-студия Liksty;- керлинг-клуб «Планета льда»;- Институт космических исследований РАН;- Академия труда и социальных отношений;- Центр микрографии и реставрации Главархива г. Москвы;- Центр перспективных технологий;- ТЭЦ-20 Мосэнерго;- МИРЭА;- Мослифт;- ГИБДД УВД по ЮЗАО г. Москвы;- Московский государственный строительный университет (МГСУ);- Российский университет дружбы народов (РУДН);На современном этапе социально-экономического развития страны эффективность профориентационной работы и успешность образовательных реформ напрямую зависят от активного участия субъектов рынка труда в управлении образованием. Мы это понимаем и учитываем в своей работе.Сергей ЦЫГАНОВ,заместитель директора по учебно-воспитательной работеГОУ ЦСТА и ПО «Гагаринский» ЮЗОУО
Комментарии