search
main
0

Чтобы вовремя «вытащить хвост…»

​Среди первых книг, вышедших в серии «Учителю новой школы», – пособие М.М.Казбек-Казиевой «Подготовка к ЕГЭ. Поурочное планирование». О новой книге пишет Леонид КЛЕЙН, преподаватель русского языка и культуры речи факультета государственного управления АНХ.

С утверждением единого государственного экзамена в качестве приоритетной формы итоговой аттестации по русскому языку на книжном рынке появилось огромное количество пособий, предлагающих помощь в подготовке к этому испытанию. В них предлагается учителю обширный материал для организации предэкзаменационной подготовки. С чего начать? Что оставить на последние месяцы перед экзаменами? Как, имея 1-2 урока в неделю, держать учеников в постоянном тонусе в рамках всех входящих в ЕГЭ тем, чтобы «ни нос, ни хвост не увязли»?Единый государственный экзамен по русскому языку за несколько лет стал из экспериментального опыта суровым настоящим, а подготовка к нему – рутинной практикой учителя-словесника. Открытая, заранее известная спецификация экзамена, регулярно выходящие сборники контрольно-измерительных материалов и хорошие пособия, безусловно, дают возможность преподавателю привести своих учеников к этому важному рубежу достойным образом подготовленными.На мой взгляд, новая книга из серии «Учителю новой школы» издательства «Дрофа» автора М.М.Казбек-Казиевой «Подготовка к ЕГЭ. Поурочное планирование» – это как раз то пособие, которое даст учителю ответы на многие возникающие вопросы и реально поможет сделать эту подготовку наиболее эффективной, сочетающей интенсивный предэкзаменационный тренинг и обобщение изученного ранее лингвистического материала на более глубоком уровне.Каковы же основные преимущества предложенной в пособии системы уроков для старшеклассников?ПланированиеАвтор предлагает собственную последовательность повторения лингвистических тем – отличную от большинства аналогичных пособий, в которых материал излагается либо в порядке, диктуемом структурой экзаменационных вариантов КИМов, либо традиционно: от фонетики к синтаксису. В книге М.М.Казбек-Казиевой экзаменационный материал разделен на блоки в зависимости от количества вопросов, связанных с конкретной темой на экзамене (например, порядка 7 заданий ЕГЭ по русскому языку связаны с темой «Простое и сложное предложение»), и времени, необходимого на ее закрепление. Изучение синтаксиса является стержнем курса, на который постепенно нанизываются орфографические, грамматические, речеведческие, «сочинительские» и «редакторские» умения и навыки, и в последнюю очередь – непосредственно перед экзаменом – знания о грамматических и орфоэпических нормах.Вторая особенность подхода к планированию в пособии – сочетание в рамках одного урока нескольких элементов работы в одном из шести названных выше направлений и их циклическое чередование, позволяющее поддерживать учеников в постоянном тонусе.НюансыКнига, адресованная практикующему учителю, не перегружена общеизвестным и легкодоступным теоретическим материалом. Автор подробно останавливается на мелких, частных случаях, регулярно вызывающих трудности у учеников. В ряде случаев автор предлагает составлять списки таких сложностей, снабжая краткий теоретический материал примерами.Среди приемов, обеспечивающих усвоение учебного материала и способов его практического применения, необходимо подчеркнуть интересную систему алгоритмов, таблиц и мнемонических правил для наиболее сложных разделов орфографии и грамматики. В пособии можно найти также большое количество тренировочных упражнений – традиционных и оригинальных. В первые месяцы предэкзаменационной подготовки, когда проработанный материал еще невелик по объему и стандартные тестовые сборники не могут быть эффективно использованы, педагог найдет в книге множество компактных самостоятельных работ в формате заданий частей А и В, позволяющих осуществлять текущий контроль усвоения пройденных тем и разделов.Особо следует отметить поэтапный курс подготовки к написанию сочинения-рецензии, который включает в себя:- анализ текстов разных типов;- задания, связанные с синтаксической и лексической синонимией;- критериальное оценивание «чужих» и собственных сочинений части С.Через систему этих упражнений актуализируется пассивный словарный запас ученика, развиваются логическое мышление, навыки редактирования – то есть тренируется абсолютно необходимое в жизни современного образованного человека умение составлять собственный текст.ТекстыОсобого внимания заслуживает обилие небольших и удачно подобранных текстов, разнообразную работу с которыми автор пособия предлагает включать практически в каждый урок: в виде свободного диктанта или изложения, в качестве материала для лингвистического анализа или сочинения-рецензии. Старшеклассникам предлагаются евангельские притчи и современная публицистика, отрывки из художественной литературы и фрагменты энциклопедических статей, рассуждения русских философов и инструкции из пособий для поступающих в вузы. Соответственно широка и проблематика этих текстов: вечные вопросы о милосердии и памяти соседствуют с новомодными темами о политкорректном потреблении и профессиональном спорте. Не раз к уже отработанным текстам возвращаются, включая их в другой контекст, сопоставляя с вновь изученными. Так в пособии учитель получает богатый материал для обучения всем необходимым навыкам работы с текстом, одновременно компактный и содержательный.Таким образом, можно сказать, что в новом методическом пособии собрано все, что нужно учителю и его ученикам для полноценной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и одновременно для развития навыков внимательного чтения и внятного письма, столь необходимых в жизни современному человеку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте