Федя: Ага! Сразу видно, что правительство напоминает резидиум «парламент». Мы об этом президиуме в прошлый раз говорили. Он тоже небольшой по численности и тоже руководит всей текущей работой. Только президиум должен передавать основные вопросы на обсуждение в парламенте, а правительство решает их само.
Окончание. Начало в № 38
Вася: Совершенно верно!
Федя: А раз правительство, в отличие от президиума, не опирается на большой парламент, то у него не будет и многих плюсов.
Вася: Увы, это так. Ведь в чем главный плюс модели «парламент»? В хорошей связи с учениками! Парламент устроен так, что ему очень трудно «оторваться от народа». А правительство – наоборот: избрали – и делай, что хочешь!
Федя: Я понял! Ученики выбирают тех, кому они доверяют, и дают им карт-бланш.
Вася: Что-что дают? Бланш?
Федя: Ага, Васечка, не знаешь! Сейчас я тебя просветю… то есть просвещу. Карт-бланш – это такой французский термин. Проще говоря, полная свобода действий.
Вася: Хороший термин, запомню. И главное, вполне подходящий!
Федя: То-то же! Стало быть, ученики дают правительству полную свободу действий. И какой же, по-твоему, в этом плюс?
Вася: Для команды активистов это идеальная возможность осуществить свою программу. Если они становятся членами правительства, то получают в свои руки все полномочия. Самое время приниматься за реформы!
Федя: Но ведь эта команда окажется будто бы в вакууме…
Вася: Где-где?
Федя: Ага, два ноль в мою пользу! Словарь надо читать, Васечка! В вакууме, то есть в пустоте. В безвоздушном пространстве.
Профессор: Да, Федя, твои опасения не напрасны. Первая проблема, с которой столкнется правительство, – на кого ему опереться. Если в модели «парламент» актив определен – это члены парламента, то правительству придется создать круг активистов самому, то есть собирать вокруг себя добровольцев. Вторая проблема – моральная поддержка учеников.
Федя: Моральная поддержка? А зачем она? Ее ведь на бумаге не покажешь…
Вася: Зато она очень хорошо чувствуется, без всякой бумажки! Если такая поддержка есть, то никакой директор не скажет, что правительство отсебятину несет!
Профессор: Действительно, чтобы действия правительства воспринимались серьезно, все должны увидеть, что за ним реально стоят школьники. Вот поэтому правительству будет необходимо наладить с учениками хороший контакт.
Федя: Да, непросто правительству живется!
Вася: Смотря в чем. Например, решать организационные вопросы ему намного проще, чем парламенту. Если нужно что-то обсудить, правительство может собраться даже на школьной перемене! Между прочим, петрозаводские активисты создавали ученическое самоуправление в своих школах именно на основе модели «правительство». И взрослых руководителей у них, кстати, не было.
Профессор: Почему это стало возможно? Прежде всего потому, что правительство гораздо менее энергоемкое, чем парламент. Значит, «запуск» работы правительства требует меньше усилий. И, как верно заметил Вася, правительство гораздо более оперативно. Каких усилий стоит организация всего лишь одного заседания парламента! Нужно выбрать удобное время для сбора, всех предупредить, подготовить выступающих, интересно организовать дискуссию. А правительство может прекрасно обойтись и без этого. Усилия будут тратиться не на подготовку заседаний, а на нужную работу.
Вася: Делаю вывод. Модель «правительство» дает небольшой команде активистов возможность хорошо поставить дело, не отвлекаясь на разные церемонии. Но при этом правительство должно работать так, чтобы не оказаться в вакууме. То есть завоевать поддержку школьников и авторитет среди педагогов.
Федя: Хорошо сказано! Мне кажется, что такая модель вполне подойдет школам, которые делают в самоуправлении первые шаги.
Вася: Погоди-погоди! Мы еще не поговорили о третьей модели – «актив». А она пользуется в школах куда большим спросом! В отличие от правительства «актив» может быть и не выборным. Часто в него входят не те, кого избрали, а просто добровольцы.
Федя: Как так? Что же это за орган самоуправления, если в него не избирают, а приходят по своему желанию? Ведь тогда у него не будет права представлять интересы учеников!
Вася: Верно, не будет! В этом и есть главное отличие модели «актив» от модели «правительство». У актива могут быть только исполнительные функции. Представительных функций у него нет.
Федя: Я что-то тебя не пойму! Давай сначала! Недавно я читал статью в очень умном журнале. Там было написано, что выборность – это чуть ли не самый главный принцип работы органов самоуправления! Что же получается, ошибочка вышла?
Вася: Нет, это верно. Но верно только для тех органов самоуправления, у которых есть представительные функции.
Федя: И из чего же это следует?
Вася: Из элементарной логики, Федя! Если правительство хочет при решении различных вопросов выступать от имени учеников, то оно должно ими избираться. Ведь только сами школьники могут передать правительству право представлять свои интересы. Но если орган самоуправления не несет на себе представительных функций, а создан для организации конкретной работы – избирать его совсем необязательно! Для того чтобы справиться с порученным делом, вовсе не нужно быть «народным избранником». Но необходимо другое – желание и умение хорошо наладить работу.
Федя: Логично! Кстати, эту логику легко понять на примере государства. Взрослые избирают депутатов парламента? Избирают! Потому их и называют «народными избранниками», что народ поручил им выражать свою волю. А министров избирают? Нет! Ведь правительство страны – это исполнительный орган. В нем работают не представители граждан, а специалисты в своем деле. Менеджеры, или, по-простому, управленцы.
Вася: Комментарии излишни, так что вернемся в школу. Итак, все исполнительные органы ученического самоуправления, у которых нет представительных функций, работают на основе модели «актив». Например, школьное министерство культуры, пресс-центр, штаб по шефской работе, правозащитная приемная…
Федя: Еще ты рассказывал о службе примирения…
Вася: Совершенно верно – она тоже работает на основе модели «актив».
Федя: А знаешь, что мне пришло в голову? Что многие ученические советы, парламенты, правительства работают вовсе не на основе моделей «парламент» или «правительство»! А работают они на основе той же самой модели «актив»!
Вася: Какой же ты, брат Федор, башковитый! Только вот объясни-ка, почему ты так решил?
Федя: Да потому, что у них нет представительных функций! Создают, например, правительство и говорят: вы должны проводить школьные мероприятия. Вроде бы называется «правительство», а по сути – «актив». Для того чтобы быть настоящим правительством, ему не хватает одного – права участвовать в управлении школой от имени учеников. И ведь это – сплошь и рядом!
Профессор: Федя выделил сейчас два очень важных момента. Первый заключается в том, что названия моделей могут не совпадать с самоназваниями органов ученического самоуправления. Например, орган самоуправления, созданный на основе модели «правительство», активисты вполне могут называть парламентом.
Вася: Они еще и не такое могут! В одной школе ученический совет назвал себя так: «Школьная тусовочка»! А в другой – вообще закачаешься: «Школьный улей»!
Федя: Это, наверное, потому, что они слетаются и все время жужжат.
Вася: Ага! А если растревожишь – покусают!
Профессор: Думаю, ничего плохого в этом творчестве нет. Здесь главное в том, чтобы не путать названия ученических советов и модели, на которых они основаны.
Вася: Это понятно! Даже если название «Школьный улей», то модель-то у этого органа не улей, а правительство!
Профессор: А теперь – самый важный момент, о котором говорил Федя. Основное отличие моделей «правительство» и «актив» – не в том, избирается орган самоуправления или же комплектуется из числа добровольцев. Оно состоит в том, имеет он представительные функции или нет. Я совершенно согласен с Федей: если школьное правительство не имеет права участвовать в управлении школой, то следует отнести его к модели «актив». Даже несмотря на то, что оно избирается учениками.
Вася: Профессор, но ведь в этом признании есть и свой плюс. Он в том, что у «актива» – большая перспектива!
Федя: Ого! Ты так воодушевился, что даже стихами заговорил!
Вася: Еще бы! Ведь у модели «актив» есть замечательная возможность постепенно превратиться в модель «правительство» или даже «парламент»! Работа в рамках модели «актив» дает возможность создать сильную команду лидеров. Эта команда может заработать крепкую репутацию, и после этого ей будет легче получить полномочия представлять учеников. А как только «актив» получает представительные функции, он превращается в «правительство» или «парламент».
Федя: Это, конечно, здорово! Но сейчас я снова вспомнил рассказ нашего историка про разделение властей в государстве. Зачеркни хотя бы одну ветвь власти – и демократическое государство уже не может существовать. Нельзя закрыть парламент и оставить правительство работать в одиночку. А если в школе будет работать только модель «актив», то это как раз будет напоминать государство без парламента! У учеников не будет самого главного – возможности участвовать в решении школьных вопросов через своих представителей. Так можно ли вообще называть это самоуправлением?
Вася: Ничего себе вопрос! Глубоко копаешь, Федька! Мне это даже в голову не приходило. Тут нам с тобой без помощи профессора не разобраться!
Профессор: Вопрос действительно хороший. Мы с вами исходим из того, что ученическое самоуправление – это способ участия учеников в управлении школой. С одной стороны, управлять школой, не имея представительных функций, орган самоуправления не может. Но это верно только в узком смысле! Даже если у «актива» нет права влиять на школьную политику в целом, он вполне может стать одним из центров управления внутришкольными процессами.
Вася: Профессор, мы ведь еще дети! «Политика, процессы…» Давайте-ка я попробую перевести ваш научный язык на наш – понятный. Итак, по-моему, вы сказали вот о чем. «Актив» не имеет формального права участвовать в принятии школьных решений. Из-за этого его и нельзя назвать «властью учеников». Он не может прийти к директору с требованиями от имени всех школьников. Но может он другое: брать на себя решение конкретных школьных проблем. И тем самым приобретать влияние. А ведь это и есть один из самых сильных рычагов власти! Давайте еще раз приведем в пример нашу службу примирения. Эту службу создали школьники, которые прошли специальное обучение. Теперь благодаря им любой конфликт можно разрешить мирно, путем переговоров. Если раньше администрация школы направляла дела о драках, кражах и других конфликтах в милицию, то теперь она передает их в службу примирения. А там людям помогают разрешить конфликт так, чтобы каждая сторона считала найденный выход справедливым. Раньше искали виновных и наказывали, а теперь помогают договариваться.
Профессор: Итак, благодаря службе примирения в школе стала решаться важная проблема, которую до этого не могла решить администрация. Конфликтные ситуации перестали загонять вглубь и начали конструктивно разрешать. Это означает, что служба, работающая на основе модели «актив», стала влиять на внутришкольные процессы. Прежде всего это процесс криминализации подростковой среды. Служба примирения предложила ребятам новую модель поведения в конфликтных ситуациях. Если раньше разрешить конфликт можно было лишь силовым способом – подраться, объявить бойкот и так далее, то теперь появился другой способ – обсудить ситуацию и самим найти выход. А это очень важно – уметь разрешать конфликты и противоречия не криминальными методами, а мирно. Таким образом, орган самоуправления начал участвовать в управлении школьными процессами: его работа стала помогать снижению конфликтности в школе. Фактически это означает, что служба примирения обрела власть. Эту власть ей дали не формальные полномочия, а реальная способность влиять на ситуацию.
Вася: Между прочим, власть-то буквально валялась под ногами! Ведь до создания службы примирения администрация школы ею даже не пользовалась. Администрация просто не умела правильно работать с конфликтами!
Федя: Делаю вывод. Участие в управлении школой – это не только представительство учеников, но и влияние на внутришкольные процессы.
Вася: Значит, как только в школе появляется официально оформленная команда учеников, которая начинает этими процессами управлять, можно говорить о том, что в школе есть ученическое самоуправление.
Федя: А знаешь, что произойдет, если мы объясним это нашим педагогам? Они начнут называть органом самоуправления любой кружок! Ходят дети петь после уроков – вот тебе и самоуправление!
Вася: А при чем тут влияние на то, что происходит в школе?
Федя: Не беспокойся: это разрисуют во всех красках! «Дети приобщаются к искусству, а значит, становятся духовными и нравственными! Дети правильно проводят свободное время, а значит, не бьют стекла и не попадают под дурное влияние…» Еще?
Вася: Железная логика! Предлагаю в корне пресечь все инсинуации на эту тему!
Федя: Что-что пресечь?
Вася: О! Теперь счет – два один! Инсинуации – это значит злостный вымысел!
Федя: То, что злостный, – это точно! Ну давай, пресекай их в корне!
Вася: Первый водораздел: органы самоуправления – это не то место, где взрослые делают что-то для детей. Там, где появляется слово «дети», разговоры о самоуправлении просто неуместны! В самоуправлении школьники работают сами – именно они являются организаторами. Взрослые, конечно, могут помогать, но только не в качестве руководителей, как в кружках или секциях. Они выступают в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу. Когда ребята это умение освоят, взрослые «отходят в тень». И выходят из нее только тогда, когда активисты их об этом попросят.
Федя: Хороший аргумент против злостных инсинуаций!
Вася: Но чтобы выкорчевать их с корнем, нужно обозначить второй водораздел между кружком и органом самоуправления. Кружок работает для развития способностей тех ребят, которые в него пришли. Даже если хор дает концерты для всех школьников, его главная задача – научить петь именно тех детей, которые занимаются в хоре. А органы самоуправления работают не для активистов. Они работают для всех школьников, коллектива учеников в целом.
Федя: Понятно! Для хора школьники – это просто аудитория, перед которой они выступают. А для органа самоуправления – «клиенты», то есть люди, чьи проблемы он решает. Причем не по большим праздникам, а ежедневно.
Профессор: Конечно же, различные кружки, секции и другие объединения позитивно влияют на школьный климат. Но они заняты не управлением, а другими видами деятельности: познавательной, творческой, досуговой, трудовой и прочим. Деятельность этих объединений может быть и общественно полезной. Например, ученики создают «Школьный Красный Крест» и разворачивают программу помощи пожилым людям. Но даже такую прекрасную организацию нельзя считать структурой ученического самоуправления. По одной простой причине – объектом ее деятельности являются не школьники, а живущие по соседству пенсионеры. Мы можем назвать органом ученического самоуправления только такую структуру, деятельность которой направлена на учеников. А если более точно – на управление внутришкольными процессами.
Домашнее задание:
1. Начерти схемы моделей «правительство» и «актив». Расскажи с помощью этих схем своим друзьям, как устроены эти модели.
2. Заполни таблицу «Плюсы и минусы правительства». Кратко и четко сформулируй плюсы и минусы, о которых говорилось в этом параграфе. Если ты видишь и другие, также запиши их в таблицу.
3. Подумай, какие плюсы и минусы есть у модели «актив». Самостоятельно составь таблицу «Плюсы и минусы актива».
4. Составь таблицу «Основные отличия органа самоуправления от школьных объединений по интересам».
Мы рекомендуем книгу «Школьное ученическое самоуправление», подчеркивая, что это лишь одна из точек зрения, с которой полезно ознакомиться. Мы ждем ваши замечания и предложения, а также ваши личные материалы, где отражается опыт работы с ученическим самоуправлением.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук
Комментарии