Учителя начальных классов и воспитатели дошкольного учреждения – люди даже в своей профессиональной среде особенные. Они не только несут детям новые знания об окружающем мире, не только помогают им овладеть определенными навыками, но и сами очень много берут от своих воспитанников, впитывая то лучшее, что дает детство.
епосредственность, искренность, чистота помыслов и поступков, природная обучаемость, необычайно широкие возможности творчества… Это и многое другое в нас от детей. Ведь как говорил Пабло Пикассо, каждый ребенок – художник, только трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Не случайно воспитатель детского сада №14 пос. Росляково Североморского района Мурманской области Елена Юрьевна ШЕМЕТА посвятила свою педагогическую деятельность формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, обучению их основам изобразительного искусства. На финальном этапе конкурса «Учитель года-2003» в московской школе №1018 она дала урок «Знакомство со средствами выразительности портрета». Это довольно серьезная тема, и педагог раскрыла ее теми способами, которые наиболее адекватны дошкольному возрасту, то есть через игру. Занятие представляло собой цепочку дидактических театрализованных игр, взаимосвязанных между собой единством содержания. Было забавно видеть, как мальчишки и девчонки своей мимикой показывали то или иное свое настроение, а рамка, самая настоящая рамка для картины, в пространстве которой они все это демонстрировали, вносила в занятие элемент шутки, игры. Дети играли и… на ус наматывали все, что им говорили. С занятия они вынесли, что настроение героя на картине можно определить, посмотрев на лицо и позу человека, а также с помощью цветовой гаммы.
Учительница новомосковской специальной (коррекционной) школы-интерната №2 Тульской области Оксана Викторовна ПОТЕХИНА расположила к себе не только своих новых учеников, но, кажется, всех гостей, пришедших на ее урок математики. Обаятельная, с удивительным тембром голоса, добрыми искорками в глазах, Оксана Викторовна как будто рождена для того, чтобы учить и воспитывать младших школьников. В одном уроке математики соединить сложение-вычитание с человеческим счастьем может только она!
«Как не восхищаться красотой Москвы, ее культурными ценностями, великолепной архитектурой! Знаете, ребята, как люди имеют свою внешность, так и дома. Один дом высокий, как дядя Степа, а другой маленький, как Дюймовочка. Один смотрит на мир сотнями окон. А другой – десятками. У одного дома «лицо» белое, а у другого темное. Дом тоже живет своей жизнью. Главное, чтобы в доме поселилось счастье. Я предлагаю вам построить дом, в котором будут жить счастливые люди. А поможет нам в этом урок математики…» – так начала открытый урок Оксана Потехина. Потом были разделение класса на бригады, математические действия, необходимые для «подвоза» цемента, песка и воды, разговор о том, что нужно для того, чтобы жилось в доме счастливо, и многое-многое другое из того, что способствует формированию личностных качеств ребенка.
Дела на «стройке» шли успешно. Учительница по ходу урока крепила на доске вырезанные из бумаги прямоугольники-«кирпичики», и постепенно поднимался двухэтажный дом, проект которого был выбран в самом начале занятия. Это был прекрасно продуманный ход. На импровизированных кирпичиках дети писали слова-понятия о том, что, по их мнению, нужно, чтобы жить в этом «доме». И что же нужно? «Счастье, мир, доброта, тепло, понимание, дружба, верность». «Я довольна. То, что «кирпичики» были криво повешены на доске, не страшно. Главное – мы за 20 минут успели построить дом», – подвела итог своему уроку в беседе с членами жюри конкурсантка.
Яна Владимировна МАРКОВА, учительница начальных классов школы №4 г.Сальска Ростовской области, избрала темой своего урока по литературному чтению стихотворение Михаила Лермонтова «Утес». Вот уж где раскрылись замечательные способности детей к объяснению предложенных им явлений и картин, оригинальность, образность, живость мышления! А если учесть еще, что в тонкостях литературного произведения разбирались второклашки, то удивлению не будет предела. Это надо было видеть и слышать.
«Почемучки» – так были названы на уроке юные исследователи литературы – читали стихотворение и старались передать чувства грусти, тоски, одиночества, а потом находили слова и выражения, с помощью которых они переданы, говорили о красоте природы Северного Кавказа, талантливо изображенной русским поэтом, то есть шла полноценная работа над текстом.
Слова учительницы о том, что основная цель, которую она ставит перед собой в работе с младшими школьниками, – «развивать эмоции, самые лучшие чувства у детей», были подкреплены на последующих уроках ее коллегами. Но все же должен быть разумный баланс между эмоциональной и прагматичной составляющими урока, а точнее сказать, эмоциональное начало, выраженное в настрое учителя и учеников, в атмосфере занятия, может быть великолепным фоном для подачи учебного материала, закрепления полученных знаний и контроля их. Это показала своим уроком «Введение в историю» в 4-м классе Галина Валерьевна ШЕВЧЕНКО, учитель начальных классов средней школы №1 ст. Полтавская Красноармейского района Краснодарского края. (Тема урока: «Во что верили древние славяне»).
Всех педагогов дошкольного образования и начальной школы, вышедших в финал конкурса, объединяет одно качество: они «растворяются» в детях, выкладываются на все сто. И даже звучал такой вопрос в перерывах между уроками: а какими же они приходят домой, как восполняют затраченную энергию? Ответ все вместе нашли такой: отдавая, они бесконечно пополняют свою энергетику через любовь к детям.
Комментарии