I. Подготовительный этап.
1. Публикация текста Программы в центральной и региональной прессе и его широкое общественное обсуждение. Заказ правительства авторскому коллективу на доработку Программы с учетом результатов ее общественного обсуждения. Принятие Правительством Российской Федерации решения о придании Программе статуса целевой Федеральной программы и о ее реализации. Создание на основе авторского коллектива научно-практической лаборатории (центра) с целью обеспечения научного руководства процессом ее реализации. Предварительное определение примерного объема федерального финансирования Программы, этапов и сроков реализации, критериев оценки ее эффективности.
2. Проведение социологических и социально-психологических исследований о состоянии музыкально-певческой культуры населения различных регионов России – республик, краев, областей и т.д. (Специалисты, проводящие исследования, одновременно работают и как пропагандисты Программы). Изучение музыкально-певческих традиций и истории музыкальной культуры регионов России. Выявление творческого потенциала и общественных сил для реализации Программы на местах.
3. Разработка на основе Федеральной программы региональных и местных программ с учетом национально-культурных особенностей регионов и данных, полученных в результате проведенных в регионах исследований. Представление этих программ руководству регионов.
4. Принятие этих программ и их утверждение в качестве целевых региональных программ как форм реализации Федеральной программы. Определение объемов их финансирования и сроков реализации.
5. Уточнение объемов федерального финансирования и сроков реализации Федеральной программы.
II. Этап внедрения.
1. Проведение Правительством Российской Федерации совещания с участием руководителей регионов, а руководителями регионов – совещаний с участием глав администраций городов и районов, их заместителей по социальным вопросам, руководителей органов управления образованием и культурой с целью создания системы управления реализацией Программы в центре и на местах. (Предварительно тексты Федеральной программы и региональных программ должны быть внимательно изучены всеми участниками совещаний соответствующих уровней). Выстраивание межведомственного механизма управления процессом реализации Программы и механизма контроля и оценки его эффективности – создание координационных советов по реализации программы федерального, регионального и местного уровней, куда входят кроме администрации (региона, города, округа, района) представители ведомств образования, культуры, социальной политики и т.д.
2. Создание региональных научно-практических центров (лабораторий) по обеспечению реализации Программы в регионах.
3. Создание информационного поля для реализации Программы (публикация и широкое осуждение ее текста во всех центральных, региональных и местных газетах, подготовка и проведение цикла передач на федеральном, региональном и местном телевидении и радио).
4. Проведение анкетирования через региональные и местные газеты с целью выявления структуры общественного мнения о данной Программе. Определение на этой основе тактики и методов работы с общественностью (родителями, воспитателями и учителями детских садов и школ).
5. Создание плана поэтапного внедрения Программы по годам, определение основных мероприятий, в том числе:
– подготовка и переподготовка музыкальных педагогических кадров (организация и проведение курсов, семинаров, практических занятий, мастер-классов, открытых занятий ведущих хоровых коллективов по обучению современным природосообразным методикам, применяемым в музыкальном образовании и т.д.);
– введение в базовые учебные планы педагогических училищ и вузов для студентов, обучающихся по специальностям “дошкольное воспитание” и “начальная школа” обязательного предмета “музыка и хоровое пение” (основа – ручные знаки и пение по руке), переподготовка по этой специальности действующих воспитателей детских садов и начальных школ;
– введение в учебные планы музыкальных вузов и училищ курсов хорового сольфеджио и основ дошкольной и школьной педагогики;
– разработка и реализация комплекса мер по информационной поддержке Программы (создание методических сборников и другой литературы в рамках Программы, постоянная популяризация детского и юношеского музыкального творчества средствами массовой информации);
– проведение вокальных (хоровых и сольных) фестивалей и конкурсов, праздников песни, организация хоровых лагерей с параллельным обучением как детей, так и педагогов);
– создание детско-юношеских сводных хоров районов, городов, областей и т.д., проведение певческих полей и больших хоровых соборов;
– проведение ежегодных научно-практических конференций с подведением итогов и обобщением опыта и др.
Утверждено комитетом Совета Федерации РФ по делам науки, культуры, образования и экологии.
Комментарии