search
main
0

Чтобы стать конкурентоспособным Тема “Проблемы современного образования”. Урок-диспут в 9-м классе

Цель: исследование проблемы школьного образования; найти причины утраты авторитета школы в обществе; доказать важность решения проблемы школы.

Ход диспута
1. Сообщение темы диспута и целей урока.
2. Напоминание правил ведения диспута (написать на доске) и правил поведения на диспуте.

ДИСПУТ (лат. Disputfare – рассуждать, спорить) – публичный спор на научную или общественно важную тему.
1. Каждый человек является участником диспута.
2. После выступления должен быть сделан вывод.
3. Диспут – не базар. Критика не должна быть оскорбительной.
4. Критикуй идеи, а не лица.
Любое выступление выслушивается до конца.
Если твоя точка зрения не совпадает с оппонентом, не перебивай во время ответа.
Спор должен вестись честно и искренне.

Сообщение критериев оценки выступлений:
позитивные критерии:
1) выступления по существу,
2) вовлечение других учащихся в обсуждение,
3) самодисциплина,
4) корректность;
негативные критерии:
1) выступления неточные и не по существу,
2) отвлечение от работы,
3) некорректность.
Вопросы для обсуждения (ребята заранее готовятся по этим вопросам):
1. Что такое образование?
2. Все ли должны быть образованными?
3. Образование и культура – это одно и то же?
4. Как вы относитесь к эксперименту по ЕГЭ?
5. Нужна ли школьная форма?
6. Считаете ли вы достаточными те знания, которые дают в нашей школе?
7. Нужно ли нам профильное обучение?
8. Что нужно сделать, чтобы выпускник школы мог без проблем поступить в вуз?
9. Как вы относитесь к 12-летнему образованию?
10. Каким должен быть выпускник?
Слово классного руководителя: На сегодняшний день школа утратила свой авторитет в обществе. Под угрозой находится развитие нравственных качеств детей. Чему учить детей в ХХI веке? Как учить детей? Без финансовой поддержки школы не будет обеспечена эффективность образования. Оно не должно быть оторвано от жизни. Дети должны видеть смысл в освоении современных учебных программ.
Ребята сошлись во мнении, что образование необязательно должно быть всеобщим. Есть люди, которые не собираются добиваться в жизни каких-то высот. Но они рискуют своим материальным положением, потому что без достаточного образования сейчас трудно устроиться в жизни.
Возникло много споров. Ребята разделились во мнении. Одна группа говорила, что образование и культура – одно и то же, а другая – разные понятия. В понятие “культура” входит не только знание каких-либо дисциплин. Это понятие немного шире.
Ясно и очевидно одно: образование и культура дополняют друг друга.
Н. Михайлова: Образованные люди не всегда культурные. Возьмите, к примеру, нас. Мы считаем себя образованными и культурными, а друг другу пытаемся навязывать свою точку зрения. А чужое мнение нужно уважать.
С. Михайлова: Экзамены должны быть альтернативными. Сейчас ЕГЭ по математике, потом по русскому языку. Каждый должен теперь уделять много внимания этим предметам, потому что задания трудные, нужна хорошая подготовка. А мне, может быть, надо биологией и химией заниматься усиленно. А где взять время и здоровье, чтобы везде успеть и все осилить?!
Т. Семенова: ЕГЭ – это хорошо и плохо. Оценки будут объективными. Этот экзамен зачтут в вузе. Плохо то, что компьютер при выставлении оценки может ошибиться. Еще я поддерживаю Тарасова Сережу в том, что подготовка к ЕГЭ занимает много времени. Я общаюсь с одиннадцатиклассниками по поводу подготовки и пробного тестирования. Они недовольны. Даже те ребята, которые идут на медаль, написали тест на “3”. Значит, медали может и не быть.
Оля Туктарова: Я против ЕГЭ. Это все выдумки больших начальников. Наше образование сейчас не хуже. Это они все что-то выдумывают, стараются нас загрузить, заставить больше заниматься. Мы и так несколько дней в неделю по 7 уроков занимаемся, а еще дома! Они посмотрели бы на условия в школах. Нет элементарных приспособлений для опытов по химии и физике, нет глобусов. А парты! За ними еще наши родители сидели.
И. Машканцева: В Америке, например, есть закон о тестировании, а в России нет. ЕГЭ – это произвол.
Лена Кочнева: ЕГЭ, я думаю, долго не продержится. За счет чего живут вузы? За счет абитуриентов, которые занимаются на платных курсах.
Большинство ребят выступили за школьную форму. Аргументы в пользу школьной формы такие: школьная форма дисциплинирует учащихся; ученики и учителя будут отличаться друг от друга; никто не будет выделяться; выгодно для семейного бюджета.
С. Тарасов: Девочки в школьной форме будут выглядеть более эффектно. Многие одеваются на занятия как на дискотеку. Иной раз такой макияж наложат, что лица совсем не видно. В одежде тоже должна быть культура.
О. Дементьева: А еще бывает и такое, что приходят на уроки в спортивных костюмах. Спортивная форма должна быть только на физкультуре.
Противники школьной формы высказали мнение о том, что форма обезличивает человека, лишает его индивидуальности.
В. Карапетян: Индивидуальность должна быть в знаниях, в манере поведения. В школу ходят учиться и получать знания, а не красоваться друг перед другом. У некоторых одежда модная, а в голове пусто.
Т. Семенова: У профильного обучения есть свои плюсы и минусы. Оно необходимо. Здесь не над чем спорить. Плохо то, что пострадает так называемый человеческий фактор. Классы разобьются. Уже не будет коллектива.
Г. Карапетян: Выпускник школы должен быть уже сформировавшейся личностью, умеющей ориентироваться в разных областях знаний.
М. Иванова: Выпускник должен быть всесторонне развитым. Это необходимо для дальнейшей жизни.
Н. Михайлова: Должна быть объективная самокритика.

Вывод учителя граждановедения
Из ваших выступлений можно сделать определенные выводы.
Образованным быть необходимо и для человека, и для страны. В информационно-технологическом обществе ХХI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации.
Из всех новшеств по модернизации образования введение единого государственного экзамена вызывает наиболее оживленную дискуссию. Суть ЕГЭ – в замене сложившейся к настоящему времени двухэтапной системы одной процедурой. Только после проведения эксперимента по ЕГЭ и на основе анализа его результатов можно будет делать выводы.
Жизнь убедительно показала, что малоэффективно учить всех всему. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимальной мере с возможностью учета юношами и девушками своих интересов и дальнейших жизненных планов.
Профильная старшая школа – новый, структурный элемент в системе школьного образования.
Выпускник должен быть конкурентоспособным и уметь ориентироваться в разных областях знаний.

Зинаида МУРИНА,
учитель граждановедения;
Ольга ГРЕБЕННИКОВА,
классный руководитель
Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте