search
main
0

Чтобы справедливость и демократия стали основополагающими ценностями

Размышляя о происходящем в нашем обществе и государстве, в мире, каждый из нас неизбежно задается одним и тем же вопросом: “Будут ли наши дети жить, руководствуясь принципами свободы, ответственности, права, демократии?”. Недавнее прошлое и сегодняшняя действительность упорно опровергали надежду на мажорный ответ. За семьдесят лет разрушений социальный опыт человека приобрел страшные черты. Падение нравственности, духовности, общекультурное обнищание достигло опасной черты. Главное – прервалась связь времен! Воспитывающий социум разрушен, и школа оказалась неготовой его заменить. В такой ситуации неизбежен вопрос: “Где выход? Где зоны прорыва России к свободе и демократии?” В этом вопросе меньше надежды, чем в первом. Понятие “демократия” сегодня закономерно стало резко отрицательным, если учесть тот опыт, который мы имеем. Более того, демократию школа вроде бы уже проходила. Еще в “Концепции общего среднего образования” недемократизм в системе управления школой квалифицировался как ее коренной порок, который была призвана искоренить перестройка управления образованием на основе “глубокой демократизации, нацеленности управления на обеспечение развития школы”.
И все же, несмотря ни на что, выход России к подлинной демократии – через школу. Российская школа (хотя и не всякая!) – едва ли не единственное место, где идет реальный поиск путей выхода из нравственного и духовного кризиса.
Какая же школа обеспечивает наш прорыв к свободе и демократии? Прежде всего та, где не ждали установок, заказа, а проектировали педагогический самозаказ на вероятную модель социального и индивидуального поведения ребенка как будущего гражданина демократического общества. Сегодня, когда российская государственность приобретает свои отчетливые формы, а государственные символы и идеалы – авторитет и устойчивость, когда появился заказ на воспитание гражданина в виде ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Национальной доктрины образования в Российской Федерации, эти образовательные учреждения более уверены в своих действиях и результатах.
Их педагоги хорошо знали и хорошо исполняли п.1 ст.14 “Общие требования к содержанию образования”, гласящие: “Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации”.
Именно эти “само-” и составляют сущностную идеологию демократического воспитания и гуманизма в нем. “Самоопределение – процесс и результаты выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах, основной механизм обретения и проявления человеком свободы”.
До последнего времени тема самоопределения была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Современные процессы, во-первых, нарастание глобальных изменений в обществе, во-вторых, разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское “социальное пространство” от всего того, что составляет духовное богатство современного общества, порождают для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему. Учит ли самоопределению современная школа? В подавляющем большинстве интуитивно и формально, лишь ставя проблемы жизненного, профессионального, нравственного, гражданского самоопределения личности. Думаю, что это прежде всего одна из причин политической инфантильности молодежи, о чем свидетельствует и факт слабого участия ее в выборах. Исследования, проведенные во многих регионах страны, подтверждают, что почти четверть молодых людей никогда не принимала участие в выборах, несмотря на наличие у них активного избирательного права. Естественно, для них понятия “гражданский долг, гражданская позиция” ничего не значат. В определенной мере это результат провозглашенного в начале 90-х годов лозунга “Школа вне политики!”, лозунга, аналогичного указу: быть зиме среди лета. Школа – это часть общества и жить вне общества не может, особенно в переходный период. Исповедуя аполитичность, мы перестаем организовывать жизнь и деятельность учеников, забывая о том, что они будущие избиратели. Стоит ли после этого удивляться итогам выборов? Реальная жизнь постоянно убеждает: учителям, руководителям образовательных учреждений надо осознать ответственность школы перед обществом. Это историческая ответственность, и окупится она обретением и проявлением каждым человеком свободы и ответственности за свой выбор.
Но для этого, как показывает анализ опыта реализации городской целевой комплексной программы “Гражданин г.Ростова-на-Дону – гражданин России”, необходимо принципиальное переосмысление роли школы. Сегодня школа все еще остается местом подготовки детей к жизни, а должна быть местом их реальной жизни, наполненной не только познанием мира, но и активной деятельностью по его преобразованию.
На уроках граждановедения, обществознания, истории школьники осмысливают проблемы власти, механизмы ее выборов и реализации, соотношения власти и общества, прав и ответственности личности. Однако одно дело изучать, осмысливать. Другое – многократно увеличивающее познание: действие, участие, соуправление своей школой. Хотим мы того или нет, но мы неизбежно возвращаемся к проблемам внутришкольной демократии.
Как ее достичь? Опыт убеждает в действенности таких средств, как организация референдумов с целью актуализации и привлечения внимания школьников к проблемам жизни школы, города, страны; выборов с целью создания органов ученического со- и самоуправления; деятельность школьников в рамках школьного сообщества. Реализация Программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Ростовской области, разработка программы и пособия спецкурса “Избирательное право. Избирательный процесс” позволили школьникам не только углубить знания о политических правах и свободах граждан России, о выборах в демократическом обществе, об основных типах избирательных систем, о роли общественных движений, политических партий в избирательном процессе, об истории и особенностях современной России, но и обрести практический опыт участия в референдуме об основном Законе школы, в деловой игре “Выборы президента ученической республики”, в гражданском форуме “Твое мнение о выборах”. Мы, педагоги-организаторы, остро почувствовали потребность ребят в расширении избирательного права. В итоге родилась акция “Голосуют дети”, позволившая школьникам более активно участвовать во всех этапах выборов: выдвижении политических лидеров, разработке предвыборных программ и пропаганде, собственно выборах. Акция “Голосуют дети” прошла в большинстве образовательных учреждений города, и прежде всего в тех, где созрела потребность создания органов ученического соуправления. Для примера, ученический парламент средней общеобразовательной школы N 27 был избран на основе широкого представительства учащихся 5-11-х классов через демократические выборы. Дети самостоятельно:
согласовали общие цели, права и обязанности в Детской Конституции;
практически реализовали волю и интересы большинства через принятие законов;
проявили лидерские качества (ученик 10-го класса, председатель парламента школы N 27 Сергей Честнягин стал лауреатом областного конкурса “Лидер Дона XXI века”);
испытали моральную ответственность в защите прав и свобод других людей и др.
Через свое участие в системе демократического управления школой учащиеся не только узнали, как трудно быть демократом, но и начали понимать, с какими сложностями сопряжено демократическое управление любыми крупными и разнородными группами людей. Они постигали те преимущества, которые несет демократия по сравнению с другими формами управления.
В общеобразовательных учреждениях, где органы ученического соуправления созданы и действуют, прошли референдумы по проблемам школьной жизни, образования, дальнейшего пути развития России.
Акция “Голосуют дети” выявила школьников-лидеров, остро нуждающихся в общении, поддержке. Так возникла идея создания городской Молодежной Думы, выборы в которую убедили: молодежь неравнодушна к судьбе города и страны. Она готова к активной работе, но ее нужно научить, поддержать.
Опыт убеждает: только участвуя в жизни своей школы, города, выпускники чаще становятся активными гражданами. Для них понятие долга и ответственности граждан демократического общества становится нормой жизни. Если школьнику гарантирована свобода мысли, слова, собраний и петиций, ему труднее смириться с отсутствием таких прав и свобод во взрослой жизни. Когда ученики осознают ответственность каждого за вклад в благосостояние общества и понимают необходимость совместной выработки правил и проявления заботы друг о друге, тогда демократия и справедливость быстрее станут основополагающими ценностями общества. Таким образом, идея служения обществу станет общепринятой реальностью для многих, а не только целью для идеалистов-одиночек.

Лидия КОРОЛЬ,
директор Центра образования

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте