В течение своей жизни, начиная с тридцатых годов и до сегодняшнего дня, я имел возможность прямо и косвенно наблюдать за развитием глобального конфликта между демократией и ее конкурентами – деспотиями. Я хорошо помню беженцев из нацистской Германии и Австрии, постоянно или временно проживавших по соседству с нашей семьей. Мне запомнились уроки, на которых мы, старшеклассники, изучали различия между демократическим и коммунистическим строем, слушая рассказы товарищей, которые вместе с родителями эмигрировали из социалистических или коммунистических стран – Чехословакии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Югославии и Украины. В молодости я рассказывал своим ученикам, среди которых были политические беженцы из социалистических стран, о коммунизме и демократии на уроках истории, граждановедения и основ государственного устройства.
Позже, занимаясь граждановедческими исследованиями в университете, я был свидетелем падения советской системы и участвовал в создании программ демократического образования для бывших стран социалистического лагеря. В течение последних 12 лет я наблюдаю за распространением демократии на всех населенных континентах Земли, в разнообразных социальных и культурных контекстах. Я знаю, что сегодня демократия для большинства людей в мире является единственно приемлемой политической системой.
Сейчас, опираясь на свой большой опыт исследователя и преподавателя граждановедения, а также человека, пережившего многие витки политической истории, я могу сделать вывод о первостепенной важности гражданского образования для будущего демократии во всем мире. Для меня очевидно, что гражданское образование необходимо как для сложившихся, так и для зарождающихся демократических систем в самых разных странах – и в Австралии, и в Чили, и в Польше. Сейчас самое время взглянуть свежим практическим взглядом на содержание и методы гражданского образования. Что следует сделать для того, чтобы реформировать и перестроить гражданское образование и привести его в соответствие с требованиями эпохи преобладающей демократии?
Распространение демократии по всему миру заставляет нас задуматься о необходимости глобализации и интернационализации школьных программ. Сегодня неприемлемо изучение демократии в США или в любой другой стране только на местном материале. Реалистический и ответственный подход к преподаванию демократии предполагает ее преподавание в глобальном и международном контексте. При этом основным методом преподавания и изучения должен быть метод сравнения, включающий в себя анализ и оценку.
Сравнительный подход позволяет расширить и углубить знания учащихся. Изучение широкого спектра видов институционального и конституционного устройства и политической жизни в разных демократических странах в рамках сравнительного подхода способствует расширению объема знаний.
Сравнительный подход к демократии позволяет обратить внимание учащихся на альтернативные решения и их результаты. Кроме того, ученики получают представление о том, с какими сходными видами политического и гражданского выбора сталкиваются люди, живущие в разных культурах и цивилизациях.
Сравнительный подход позволяет нам обучить учащихся полезному методу исследования, с помощью которого они смогут легче и точнее понимать идеи и информацию, относящиеся к государственному управлению, политике и другим областям общества и культуры. Умение пользоваться сравнительным методом помогает им выработать интеллектуальные навыки высокого уровня. Сравнительное изучение демократии учит аналитическому и критическому подходу к конституции, формам правления и политической деятельности людей во всем мире.
При изучении основ демократии с глобальной и международной точек зрения преподаватели и учащиеся должны пользоваться тремя основными видами сравнения. Во-первых, они должны использовать обоснованные категории в качестве критериев для различения демократических и недемократических режимов. Во-вторых, они должны использовать соответствующие категории (концепции) для сравнения разных демократических режимов, что позволит им определить степень демократичности того или иного из них. В-третьих, они должны сравнивать друг с другом конституции, институты и степень участия в общественной жизни граждан в разных странах, с тем чтобы научиться разбираться в разных видах демократии, существующих в мире.
Нам необходимо подумать о том, как можно улучшить сегодняшние школьные программы, стандарты и методы преподавания, для того чтобы подготовить учащихся к жизни в мире, меняющемся в силу глобального распространения демократии. Для развития демократического образования требуется реформа программ начальной и средней школы, а также университетских программ по подготовке учителей. Для того, чтобы учителя будущего могли успешно готовить детей и подростков к гражданской деятельности в изменившемся мире, в котором им предстоит жить, они сами должны научиться преподавать основы демократии в глобальном, международном и сравнительном контексте. В связи с этим рассмотрим два вопроса. Первый: какие основные идеи или концепции лежат в основе такого преподавания демократии? Второй: как связать эти основные концепции с другими составляющими программ начальной и средней школы, а также программ подготовки преподавателей? Следующие пять тезисов представляют собой идеи, которые помогли бы улучшить качество гражданского образования.
Тезис 1. На всех уровнях школьного образования и подготовки учителей мы должны работать со всеобщим и универсальным определением демократии, которое является минимальным общим стандартом для оценки и сравнения различных политических режимов.
Для правильного понимания демократии необходимо уметь различать и оценивать разные виды правления. Ярлык «демократия» слишком часто использовался деспотическими режимами, в которых конституция, свобода и демократия существовали лишь на словах. Так называемые демократии и демократические республики стран коммунистического блока были и остаются печальным примером лицемерного использования политических ярлыков. Гражданское образование должно помочь учащимся усвоить критерии суждения, сравнения и оценки, необходимые для определения демократичности или недемократичности определенного государства. В демократических странах существует правление с согласия народа, и народные представители несут ответственность перед гражданами. На сегодняшний день это определение является минимальным мировым стандартом, на основании которого определенный режим можно признать выборной демократией.
При отсутствии активной оппозиционной партии, принимающей участие в выборах, а также при систематическом непредоставлении избирательного права отдельным категориям населения по причине их расы, национальности, половой или сексуальной принадлежности, религии, идеологии и т.д., не может быть настоящей выборной демократии. В условиях настоящей демократии все граждане могут честно, свободно и открыто воздействовать на свое правительство, участвуя в предвыборных кампаниях и выборах, а в период между выборами – продвигая свои личные и групповые интересы, а также оказывая влияние на процесс принятия политических решений через своих представителей в органах власти. Народ, включая тех, кто на данный момент не принадлежит к большинству, должен иметь право на свободу слова, печати, собраний и объединения, а также на свободу обжалований и опротестований. Оппозиционные партии должны иметь возможность в дальнейшем стать правящими в результате выборов.
Важнейшим признаком, по которому можно определить наличие в стране выборной демократии, является мирный переход власти от одной партии к другой, осуществляющийся путем законных демократических выборов. Если такой переход происходит в течение по крайней мере двух последовательных избирательных периодов, политический режим может по праву считаться установившейся выборной демократией.
В 2002 году 121 из 192 суверенных государств в мире могли быть признаны демократическими, поскольку соответствовали минимальному мировому стандарту выборной демократии. Общее население этих выборных демократий составляло 64,6% всего народонаселения мира. Для сравнения, в 1900 году ни одна страна в мире не соответствовала сегодняшнему минимальному стандарту демократии. В 1950 году существовало 22 по-настоящему демократических государства, в которых проживало 14,3% мирового населения. К концу ХХ века количество стран с выборной демократией резко увеличилось в силу распада и гибели коммунистических и других автократических режимов. Таковы данные, собранные «Фридм хаус» – очень уважаемой американской неправительственной организацией.
Глобальное распространение выборной, или минимальной, демократии не сопровождалось одновременным расширением личных свобод. В 2002 г., по данным ежегодного исследования «Фридм хаус», 85 из 121 выборной демократии были отнесены к «свободным», то есть в них имел место высокий уровень политических, личных и экономических свобод.
В 2002 году в «полностью свободных» странах проживало 40,8% населения мира. Остальные 36 стран с выборной демократией были отнесены к категории «частично свободных», поскольку в них права личности и индивида не были полностью защищены. Среди стран с наихудшим положением в этом плане были сохранившиеся коммунистические режимы: Китай, Куба и Северная Корея. Среди наиболее свободных государств оказались бывшие советские республики – Эстония, Латвия и Литва, а также посткоммунистические страны – Чешская Республика, Венгрия и Польша.
Сегодня самыми свободными являются государства Западной и Восточной (Центральной) Европы, а также американские страны. Из 35 государств, расположенных в Северной и Южной Америке, 32 являются выборными демократиями (91%). Из них 22 оцениваются одновременно как демократические и полностью свободные (63%).
В полностью демократических странах охрана прав индивида – это не только предоставление минимальных политических прав, но и забота об основных правах индивида и личности, таких как свобода совести и вероисповедания, неограниченная свобода объединения, гарантированная свобода частной собственности и ее использования, а также защита от вторжения государства в частную жизнь. В «частично свободных» выборных демократиях эти права личности гарантируются не полностью.
Тезис 2. На всех уровнях школьного образования и подготовки учителей мы должны преподавать совокупность шести основных концепций, позволяющих учащимся и студентам рассуждать о демократии на более глубоком и комплексном уровне.
Более глубокое и комплексное представление о демократии в сегодняшнем мире включает в себя не только такие элементы как выборность и представительность, но и верховенство закона/ограниченность власти, права человека, гражданство, гражданское общество и рыночную экономику.
Государство, в котором претворяются в жизнь все шесть основных концепций, правильно называть представительной конституционной демократией или конституционной демократической республикой, и в нем, как ни парадоксально, при власти большинства надежно охраняются общественные и личные права любого человека, а не только тех, кто принадлежит к правящему большинству. Усвоение шести основных концепций в их совокупности, в качестве суммы взаимосвязанных идей, позволяет учащимся приобрести глубокое и многогранное представление о том, что в сегодняшнем мире является, а что не является развитой демократией, научиться отличать демократию высокого уровня от других видов правления, включая менее развитые демократии, а также степень, в которой разные государства являются или не являются настоящими представительными конституционными демократиями.
Представительная демократия и конституционализм. Концепция республиканской, или представительной, демократии – первая из шести – предполагает соблюдение минимального стандарта выборности. Вторая концепция – законности, или конституционализма, – является ключевой для всего спектра концепций.
Конституционализм предполагает ограниченность власти и верховенство закона, необходимые во избежание произвольного использования власти, а также для защиты прав человека, регулирования демократических процедур в ходе выборов и принятия общественно значимых решений, и для достижения обществом стоящих перед ним задач. Таким образом, в демократическом государстве конституционализм одновременно и ограничивает, и дает дополнительные возможности власти народа, выбранной этим народом и представляющей его интересы. Одобряя принятие конституции, народ дает своим представителям во власти полномочия действовать на благо всего общества. Кроме того, народ устанавливает конституционные рамки, в которых могут действовать демократические органы власти – делается это для предотвращения тирании и для защиты прав граждан.
Права человека, конституционализм и демократия. Получая демократическое гражданское образование, учащиеся должны понять, что в демократическом обществе существует тесная связь между конституционализмом и правами человека. Конституционное ограничение власти необходимо для того, чтобы гарантировать политические права, без которых невозможно проведение свободных, честных, открытых и регулярных состязательных выборов. В демократическом государстве правители не имеют возможности наказывать, сажать в тюрьму и физически уничтожать своих политических противников.
Решающим показателем того, насколько реальны гарантированные конституцией свободы, является предоставление равных с остальными гражданами прав даже самым малочисленным группам и индивидам. О наличии полной свободной конституционной демократии можно говорить в том случае, если права всех граждан защищены в одинаковой степени. Иначе может иметь место тирания большинства, или демократический деспотизм, и отсутствие равенства перед законом и справедливости.
Гражданство, конституционализм и демократия. Источником конституционных полномочий в демократической стране является народ – граждане государства. Граждане дают коллективное согласие на верховенство основного закона – конституции. Они также соглашаются с тем, что коллективное осуществление власти будет ограничено, для того чтобы гарантировать свободу каждого. Таким образом, демократия имеет конституционные ограничения, необходимые для того, чтобы обеспечить свободу, защищенную от тирании большинства.
Основной и не теряющий своей значимости вопрос, связанный с происхождением и эволюцией демократии: что есть народ? Конституция отвечает на этот вопрос, определяя, кто может, и кто не может быть гражданином – свободным и равным членом политического и гражданского сообщества.
Статус гражданина предполагает принятие на себя индивидом определенной ответственности и обязательств – таких, как уплата налогов, служба в армии в случае призыва, выполнение законов, принятых народными представителями в законодательных органах власти, верность своему демократическому государству, конструктивная критика условий политической и гражданской жизни, участие в улучшении этих условий. Граждане представительной конституционной демократии связаны друг с другом политическими и гражданскими отношениями. В разных демократических странах гражданство по-разному освещено в конституции. О степени свободы в конкретной стране можно судить по тому, сколь широко и равномерно распределены гражданские права и обязанности среди ее жителей.
Гражданское общество, конституционализм и демократия. Гражданское участие в общественной жизни – право и обязанность гражданина демократической страны – реализуется через участие в добровольных объединениях, действующих в рамках гражданского общества, то есть в рамках сети свободно созданных общественных организаций. В отличие от официальных государственных институтов объединения граждан могут действовать как независимо, так и в сотрудничестве с государственными органами. Кроме того, они могут выступать как самостоятельная общественная сила, способная сдерживать или ограничивать неподобающее использование власти государством. Гражданское общество, выступая в качестве противовеса государству, способствует предотвращению деспотизма и защите гражданских свобод и прав индивида и групп индивидов.
Джон Дж. ПАТРИК, американский политолог и педагог
Комментарии