search
main
0

Чтобы сберечь талант, надо его не жалеть

Приобщение к творчеству начинается в очень раннем возрасте, когда одаренность еще не осознается. Просто влечет что-то к музыке, краскам, танцу… Мы обратились к людям, чья жизнь была связана с искусством и преподаванием, с просьбой поделиться опытом и дать совет, как строить работу с детьми, на что стоит обратить внимание родителям, как распознать талант.

Леонид ВЛАДИМИРСКИЙ, автор знаменитых иллюстраций к книгам “Приключения Буратино”, “Волшебник Изумрудного города”. Около шести лет вел художественную студию в Российской детской библиотеке:
– Ту методику, которую использовал на занятиях я, разработала моя дочь, Ая Владимирская. Вначале я читал детям сказку или отрывок из книги, минут на пять. Потом предлагал: “Давайте рисовать”. Дети расходились и делали эскизы, стараясь выразить на бумаге идею отрывка, его главную мысль. Потом приносили эскизы ко мне на подпись. Рисовали они без карандаша (после него раскрашивать не хочется), сразу гуашью. Конечно, я наблюдал, подсказывал. Пока эскиз не был мной утвержден, ребенок не приступал к рисунку. Затем мы устраивали выставку готовых рисунков, обсуждали их. Лучшие рисунки я откладывал отдельно. Это была великая честь. Занятие длилось полтора часа. Занимались в студии дети разных возрастов, от шести до двенадцати. Я считаю, что возраст не важен, главное – интерес. Благодаря ему разница в возрасте сглаживается.
Родителям хочется посоветовать: пусть ваши дети рисуют. Младшие фломастерами. Это ярко и легко. Старшие – гуашью. Не смейтесь над рисунком: “А где туловище? А почему у тебя ноги из головы растут?” Не ругайте – отобьете охоту. Главное, чтобы ребенок фантазировал. Чтобы ему было интересно. Не заставляйте рисовать с натуры: “Попробуй-ка яблочко! Собачку!” Пусть рисует, что хочет. Повесьте рисунок дома на самом видном месте и показывайте гостям. Будет ваш ребенок художником или нет – дело уже второе. Важно развить его воображение. Лет в двенадцать ребенок начинает понимать, что не умеет рисовать как надо. Но если у него получается, не надо укорять: “Зачем ты рисуешь, ты уже большой”. В этом возрасте нужно поддержать ребенка, если у него проявляется серьезный интерес. И если раньше вы только делали подсказки, теперь приступайте к серьезной учебе.
Ирина ГАБРИЭЛОВА, заслуженный деятель искусств, преподаватель фортепиано детской музыкальной школы имени Гнесиных:
– В развитии таланта главное – не спекулировать данными ребенка, а видеть в перспективе его ремесло. Не обещать и не устраивать ему множество выступлений. В нашей совместной работе должны двигать учеником любовь, увлеченность, причем не абстрактно к музыке, а к клавишам.
Очень важно, какие родители. Ведь без единства с ними очень сложно. Они не должны мешать и необязательно должны быть музыкантами. От них требуется спокойное доверие, без нажима и оглядки на талант. Конечно, у настоящего дарования есть нечто особенное, что можно выразить музыкально. То есть ребенок выполняет все указания педагога, но на сцене педагог видит его совсем другим – новым, интересным, непредсказуемым и смелым в том, что он хочет сказать. Это бывает тогда, когда звуковая потребность становится самостоятельной. В игре на фортепиано есть понятие – звучит или не звучит инструмент. Когда говорят: “У него еще не звучит, он еще маленький, потом зазвучит” – это неправда. Звук – неотъемлемая часть пианистического дарования. Конечно, требуется воспитание, “выпестовывание”, но если инструмент “звучит”, это слышно сразу. Естественно, что все должно быть подкреплено серьезным техническим развитием навыков игры.
А самое ценное, на мой взгляд, в таланте – это умение сказать от имени композитора, передать именно его интонацию в музыке. Этого часто не могут и взрослые исполнители. Чтобы сберечь талант, надо не жалеть ни его, ни себя. Очень активно развивать технические навыки, хорошо представляя перспективу.
– А что могут сделать для развития таланта педагоги общеобразовательных школ?
– Уважаемые педагоги! Если у вас есть ученики музыкальных школ, которые должны много заниматься дома, играть на зачетах, концертах, не травите их, не мешайте, старайтесь понять. Этим вы сбережете настоящий талант.
Федор ТОННЕЕВ,
Полина СЕМЕНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте