Цели:
1. Развитие навыков и умений творческого труда в самостоятельной исследовательской деятельности.
2. Изучение уровня социализации восьмиклассников.
3. Выход урока за рамки учебного процесса, интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся.
4. Контроль полученных знаний по теме.
5. Развитие познавательного интереса к предмету.
Методические рекомендации по проведению семинарского занятия.
Основная цель семинара – систематизация и обобщение учебного материала, осмысление практического и прикладного значения изучаемой теории.
При подготовке семинара учитываются следующие условия:
2-3 недели необходимы учащимся и учителю для подготовки;
для начала исследовательской работы учащимся сообщается тема семинара, вопросы для обсуждения, рекомендуемая литература;
назначается время консультации по вопросу самостоятельной исследовательской деятельности;
объемная самостоятельная подготовка всех учащихся к занятию при определенной индивидуализации заданий;
объяснение формы отчета за проделанную работу и норм оценивания знаний и умений на семинаре.
Семинар “Прокуратура” – 2 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое прокуратура?
2. Что такое прокурорский надзор?
3. В каких юридических документах дается разъяснение деятельности прокуратуры?
4. Какое место занимают органы прокуратуры в системе государственной власти РФ?
5. Из каких органов состоит система прокуратуры РФ?
6. Назовите принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
7. Какими полномочиями обладает прокурор?
8. Если нарушен закон, каковы действия прокурора?
9. Какую роль играет прокурор в делах несовершеннолетних?
10. Каковы полномочия и роль прокурора в суде?
11. Что вам известно из истории создания и развития системы прокуратуры у нас в стране и за рубежом?
Литература.
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон “О прокуратуре РФ” от 17 ноября 1995 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
4. Я. Соколов, А. Прутченков. Граждановедение. 8 класс. М., 1997 г.
5. Основы правовых знаний. Пробный учебник для 8-9 классов, М., 1999 г.
6. Хрестоматия по курсу “Основы правовых знаний”, М., 2000 г.
7. Э. Мельникова. Толковый юридический словарь школьника. 7-11 класс, М., 2000 г.
8. Владимирские прокуроры от Петровских времен до наших дней. Очерки. Владимир, 1999 г.
9. Юридическая энциклопедия, М., 1998 г.
Индивидуальные творческие задания по теме.
1. Провести социологический опрос N 1: “Если вашего знакомого незаконно уволили с работы, куда бы вы посоветовали обратиться за помощью?”
2. Провести социологический опрос N 2: “Что вам известно о деятельности прокуратуры?”
3. Организовать встречу с помощником прокурора города Лобаненковой И.Ю. с целью проведения интервью по теме.
4. Поиск литературы по теме “Из истории прокуратуры”.
Результатом выполнения творческого задания стало создание учебного фильма по теме. Это позволило мне провести семинарское занятие в активной форме.
Урок начался с просмотра первого сюжета (социологические опросы N 1 и N 2). Затем учащиеся легко объяснили актуальность темы исследования:
что известно различным категориям граждан города о системе правоохранительных органов; люди в основном знают о прокуратуре только то, что она обвиняет в суде.
Некоторые вопросы подкрепляем просмотром фильма. Когда все вопросы обсудили и дополнили, ребята сдают творческие отчеты о проделанной исследовательской деятельности с дополнениями, которые были сделаны на уроке. Дома предлагаю выполнить задание по выбору (см. приложение). Затем на уроке ребята выполняют контрольную работу, которую провожу с целью отслеживания уровня понимания темы, изученной самостоятельно. Подводя итоги занятия, знакомлю ребят с журналом “Законность”. Предлагаю познакомиться с ним поближе тем, кто заинтересовался темой семинара и хотел бы расширить свои знания.
Контрольная работа к семинарскому занятию по обществознанию на тему “Прокуратура”
Задание N 1. Заполни пропуски в предложениях нужными словами так, чтобы смысл текста стал понятным и завершенным.
Прокуратура – это система органов государства, осуществляющих… за исполнением действующих на его территории законов. Этот надзор осуществляется по четырем направлениям. Первое: …за исполнением… государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и… Это… надзор. Второе: надзор за… законов органами дознания и предварительного следствия. Такой надзор необходим для того, чтобы расследование велось цивилизованно, без нарушений… человека. Третье: надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в… Получается, что поддержка государственного обвинителя – это еще не все, что делает прокурор в ходе… разбирательства. Четвертое: надзор за соблюдением законов в местах…
Задание N 2. Тест.
1. В каком законе дается подробное разъяснение о деятельности прокуратуры?
А) Конституция РФ.
Б) Федеральный закон “О прокуратуре”.
В) Уголовно-процессуальный кодекс.
2. Когда в России появилась прокуратура?
А) при Павле I.
Б) при Екатерине Великой.
В) при Петре I.
3. В каком году был принят Федеральный закон “О прокуратуре”?
А) 1993 г.
Б) 1995 г.
В) 1999 г.
4. Надзор за исполнением законов государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами – это…
А) общий прокурорский надзор.
Б) судебный надзор.
В) уголовный надзор.
5. Какое из перечисленных ниже преступлений расследуется работниками прокуратуры:
А) клевета.
Б) кража.
В) убийство.
Задание N 3. Творческое задание.
Представьте, что вас назначили прокурором вашего района. На что бы вы обратили первоочередное внимание? (При ответе воспользуйтесь знаниями, полученными на уроке. Вспомните обязанности и полномочия прокурора, направления его деятельности).
Задание N 4. Творческое задание.
Напишите рассказ о деятельности прокуратуры, используя следующие понятия: прокурор, государственный надзор, судебное разбирательство, прокуратура, закон, правопорядок. В своем рассказе необходимо ответить на вопрос: для чего государству необходимы правоохранительные органы, в том числе прокуратура?
Людмила ХРАПЦОВА,
учитель истории и граждановедения
Муром,
Владимирская область
Комментарии