Сегодня система образования предоставляет новые возможности для всестороннего развития каждого ребенка, она ориентирована на позитивную социализацию и индивидуализацию человека. Но невозможно полноценно действовать без вовлечения родителей в образовательное пространство, в том числе специальное. И мы видим, как формируется новый социальный заказ на обучение.
На уровне дошкольного образования у нас воспитывается и обучается практически весь контингент детей с ОВЗ и инвалидностью. Функционируют группы для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушением интеллекта, а также со сложной структурой дефекта, где психолого-педагогическое сопровождение получают 146 воспитанников с ОВЗ. При этом мы ориентированы на раннее выявление детей группы риска, так как чем раньше ребенок попадает в адекватные психолого-педагогические условия, тем благоприятнее дальнейший прогноз его развития и социализации. В этом нам помогает психолого-педагогический консилиум, который успешно работает в школе в течение нескольких лет. На каждого ребенка команда специалистов составляет индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывает адаптированную основную образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития. При условии перехода ребенка в начальную школу учителя видят реальную динамику обучения и достижений ребенка и пролонгируют дальнейший образовательный маршрут по основным линиям развития. Наша задача – совместно с родителями сделать все возможное, для того чтобы к моменту перехода в начальную школу ребенок максимально был к ней готов. В своей работе мы ориентированы на систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Она доказала свою эффективность и широко используется нашими педагогами. В этой системе особо выделяется такое значимое направление, как «Работа с родителями: психологическое просвещение и обучение практическим умениям», в преломлении к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, инвалидностью. Уже на уровне дошкольного образования мы стремимся создать взаимодействие в триаде «педагог – родители – ребенок». При этом роль специалистов являлась первостепенной во взаимодействии с семьей. На заключительном же этапе сопровождения ведущая роль постепенно передается родителям уже в диаде «взрослый – ребенок», а специалисты становятся наблюдателями и при необходимости оказывают консультативную помощь.Опираясь на систему психолого-педагогического сопровождения, мы разработали модель эффективного взаимодействия педагогов с родителями для определения траектории образовательного маршрута детей с ОВЗ и инвалидностью. Она базируется на ряде принципов и реализуется по определенному алгоритму. Речь идет об индивидуально ориентированном и комплексном подходах, морально-этических нормах, конфиденциальности, соблюдении равноправного партнерства и адекватности прогнозируемого результата.Мы пришли к четкой этапности в работе специалистов с родителями.На первом этапе происходит установление контакта, проводится работа на преодоление барьеров психологической защиты, мотивирование на сотрудничество.Второй этап включает в себя исследование семьи: сбор информации, изучение потребностей родителей и ребенка, выявление основных проблем и скрытых ресурсов семьи.Третьим шагом является разработка программы (индивидуального образовательного маршрута) оказания психолого-педагогической помощи с учетом результатов углубленной диагностики.На четвертом этапе начинается работа специалистов по оказанию коррекционно-педагогической и психологической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск внутренних возможностей и ресурсов семьи.В заключение проводятся анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения и коррекция программы. При этом, исходя из реальных запросов родителей, мы ежегодно внедряем те или иные формы работы с детьми, обеспечивая тем самым равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Елена МЕЛЬНИКОВА, заместитель директора школы №1158
Комментарии