search
main
0

Чтобы примерить чужой имидж. Обучающие игры

Обучающие игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. Можно условно выделить несколько видов обучающих игр, хотя в литературе можно встретить самые разные классификации.

– важнейшая педагогическая технология в правовом и гражданском образовании. В нашем понимании общественные ресурсы – это: (которые часто являются внеаудиторной формой работы) играют незаменимую роль в правовом и гражданском образовании. Они позволяют учащимся получить целостное представление и впечатление о предмете изучения через зрение, слух, осязание, обоняние, а иногда и вкус, а главное – через прочувствование атмосферы того или иного места. Впечатления, полученные учащимися от посещения различных организаций, помогут осветить суть изучаемой темы, оставить след на всю жизнь и повлиять на выбор профессии, на жизненные цели, мечты и устремления. Непосредственного взаимодействия с «предметом» изучения не могут заменить ни лекции, ни фотографии, ни даже имитации и ролевые игры в учебной аудитории. Какое-то приближение к подобным результатам может дать лишь встреча с приглашенным специалистом.

Ролевые игры и имитации

В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию. Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например судебный процесс, медиация, общественные слушания и др.

Ролевые игры способствуют:

развитию воображения и навыков критического мышления;

развитию способности ясно выражать свое отношение, мнение;

развитию коммуникативных навыков;

апробированию на практике линии поведения другого человека;

применению на практике умения решать проблемы;

формированию ценностей;

воспитанию сочувствия к другим людям.

Рекомендации при использовании ролевых игр

1. Упражнения вначале должны быть простыми для учащихся, с последующим усложнением.

2. Не ждите отшлифованных представлений с самого начала. Дайте учащимся несколько возможностей провести ролевую игру и имитировать исторические и современные ситуации. Варьируйте виды деятельности.

3. Так как учащиеся могут чувствовать себя неловко или скованно, такие упражнения должны проводиться в спокойной и непринужденной обстановке, а учащиеся должны понимать, что в данной ситуации не может быть одного правильного решения. Практика поможет учащимся чувствовать себя более уверенно при выполнении таких упражнений.

4. Позволяйте ученикам меняться ролями, чтобы взглянуть на противоположные точки зрения и избежать стереотипного мышления.

5. Учитель и ученик должны провести углубленный анализ упражнения, поскольку без этого ролевые игры могут превратиться в бессмысленные драматические упражнения или «игры ради игр». Подведение итогов (рефлексия, обсуждение) – самая важная часть игры (впрочем, как и любого другого интерактивного упражнения).

Порядок проведения имитационных ролевых игр будет описан в соответствующих методах. Ролевые игры могут служить:

мотивацией к изучению темы;

иллюстрацией какой-то проблемы (казуса) перед ее (его) обсуждением или анализом;

средством по отработке определенных практических навыков и умений (например, навыков заключения договора или проведения встречи с юристом).

Порядок подготовки и проведения

Предварительно:

1. Спланируйте все, что необходимо для ролевой игры: реквизиты, мизансцены; продумайте активное участие всего класса и вопросы для подведения итогов.

2. Подготовьте необходимую информацию по каждой роли, чтобы все учащиеся убедительно сыграли свою роль и справились со своей задачей.

3. Порепетируйте свою роль (если требуется).

4. Подготовьте и потренируйте учащихся, если это требуется (например, когда ролевая игра демонстрируется перед всем классом несколькими учащимися).

Во время проведения:

1. Сделайте очень короткое вступление (несколько предложений) или сразу же начните с ролевой игры (часто само объявление об игре и ее правилах служит мотивацией к занятию).

2. Проведение самой ролевой игры.

3. Важнейшая часть – подведение итогов. Возможные вопросы:

Была ли решена проблема? Почему? Как она была решена?

Какую другую линию поведения можно было выбрать?

Приходилось ли вам в жизни иметь дело с аналогичной ситуацией?

Как вы можете охарактеризовать поведение данной стороны?

Что в действиях данной стороны было наиболее удачным?

Какие ошибки были допущены этой стороной?

Деловые игры и моделирование

Иногда из числа ролевых игр выделяются деловые игры, во время которых участники погружаются в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни, либо же вымышленную. Участникам предлагается решить проблему (часто распределившись по ролям), следуя предложенным правилам и условиям. В деловой игре в отличие от моделирования более разработаны процедура, правила и условия игры, моделирование же максимально приближает участников к какой-то жизненной ситуации. Примером деловой игры может служить упражнение «Дом права», а моделирования – упражнение «Необитаемый остров». В каждой игре свой порядок проведения. В отличие от имитации деловая игра (моделирование), как правило, не предполагает использования каких-то устоявшихся процедур. Деловые игры являются одной из самых сложных образовательных технологий, поэтому требуют определенной предварительной подготовки учащихся к совместной работе и работе в малых группах. Деловые игры (моделирование) способствуют приобретению тех же навыков (умений), что и ролевые игры (имитации), а кроме того, позволяют глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри.

Образовательные игры

В отличие от ролевых и деловых игр образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примером может служить интеллектуальная игра «Формы государства» (по типу брейн-ринга). Игры с понятиями, словами, кроссворды также можно отнести к образовательным играм. Как правило, образовательные игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления.

Использование общественных ресурсов

Использование общественных ресурсов – важнейшая педагогическая технология в правовом и гражданском образовании. В нашем понимании общественные ресурсы – это:

1) интересные люди, специалисты в различных сферах жизни общества, которых можно пригласить для участия в занятиях или организовать встречу с ними на их рабочем месте либо в других условиях, приближенных к реальным;

2) различные организации, учреждения, памятники истории и культуры, другие социальные и природные объекты, которые могут быть местом для проведения выездного учебного занятия, экскурсии, выполнения творческого задания или социального проекта;

3) различные события и мероприятия, в которых можно принять участие, а также иное использование возможностей, имеющихся в обществе (театры, кино, теле- и видеофильмы, радиопередачи, газеты и т.д.).

Юрий Антюхов, преподаватель из Орла, один из старейших участников проекта «Живое право», отмечает, что общественные ресурсы позволяют всем участникам образовательного процесса:

резко расширить горизонты учебной деятельности, преодолеть замкнутый характер образования и доминирование традиционных методов обучения и воспитания;

получить более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления;

связать теорию с практикой;

получить эмоциональный заряд, вызвать живой интерес к учебной деятельности;

обогатить внутренний мир, познакомить с уникальным жизненным опытом других людей, воспользоваться дополнительным источником знаний; создать условия для их профессиональной ориентации и социализации.

Приглашение специалистов

Под специалистами понимаются представители различных профессий, связанных с темами занятий. Это юристы, милиционеры, судьи, чиновники, депутаты, активисты общественных организаций, студенты, ученые и др.

Участие специалистов в обучении основам права дает много преимуществ и учащимся и педагогам. Например, молодые люди оценивают свои шансы на успех в обществе по количеству знакомых им взрослых, которые добились успеха законным путем. С другой стороны, педагоги дополняют свои общие знания опытом специалиста. Взаимодействие между учащимися и взрослыми членами местного сообщества способствует лучшему пониманию предмета. Оно обеспечивает более осознанную работу с материалами и новое понимание механизмов функционирования общества. Такой опыт может приоткрыть для учащихся завесу таинственности над правом и государством, а также над тем, какую роль в обществе играет приглашенный на занятие специалист. Это может помочь разрушить стену непонимания между, например, «нами – чиновниками» и «нами – простыми людьми». Приглашенные специалисты могут стать участниками любых интерактивных занятий – дискуссии, учебного суда, общественных слушаний, социальных проектов и других подобных методик. Это вносит совершенно иной колорит в такие занятия. Если приглашенный специалист из местного сообщества активно участвует в интерактивном занятии, ценность участия специалиста повышается.

В результате использования этой методики учащиеся относятся к занятию и курсу с большим доверием.

В то же время приглашение специалистов требует дополнительной подготовки и затрат времени, которого, как правило, не хватает. Но поскольку эффект от использования этого приема высок, постарайтесь хотя бы 2-3 раза в год приглашать специалистов в аудиторию. Подготовиться к этому вам помогут некоторые рекомендации:

1. Спланируйте возможность использования приглашенных специалистов на четверть или семестр вперед. Выбирайте для этого такие занятия, в которые приглашенный, активно участвуя в интерактивном упражнении, мог бы внести максимальный вклад (например, в темах судебная процедура, медиация, работа с юристом, местное самоуправление и т.д.).

2. Спланируйте роль специалиста. Избегайте роли «лектора» или простого «рассказчика». Лучше, если он будет включен в интерактивное занятие в качестве судьи, стороннего наблюдателя и комментатора, консультанта и т.п.

3. Определите соответствующее лицо, которое необходимо пригласить на занятие. Местная общественная организация может помочь вам найти нужного человека. Пригласите его. Пригласить может лично педагог, учащийся или администрация учебного заведения (организации).

4. Подготовьте специалиста к участию в занятии. Для этого его нужно за несколько недель ознакомить с темой, планом занятия, а также посоветоваться с ним по поводу той роли, которую вы для него отвели. Узнайте у него, как еще он может быть полезен на занятии. Спросите, как лучше его представить. Узнайте у него или его коллег о его заслугах, интересных и важных событиях его жизни.

5. Предупредите заранее учащихся о встрече с приглашенным специалистом, чтобы они совместно с вами подготовили соответствующие вопросы.

При проведении:

1. Представьте специалиста и сообщите учащимся о роли, которую он будет играть на занятии.

2. Продолжайте выступать в роли организатора интерактивного урока, помогая специалисту освоиться с ролью.

3. При выступлении специалиста постарайтесь, чтобы гость не злоупотреблял специальной терминологией и не читал лекций. (Перед началом занятия еще раз предупредите его об этом). Если на занятии озвучена только одна точка зрения, спросите у специалиста, какие еще позиции существуют. Не скрывайте суровую реальность и противоречия, существующие в повседневной жизни. Будьте честны с учащимися при рассмотрении проблем.

4. При подведении итогов не забывайте спросить у специалиста мнение о занятии. Также спросите учащихся, что им дало участие в занятии приглашенного специалиста.

5. В конце занятия не забудьте поблагодарить специалиста. Хорошо сделать фотографию на память. Возможно, вы с учащимися подготовите для него небольшой подарок (рисунок, шарж, поделку).

6. После занятия вы должны провести его анализ, а также рассмотреть оставшиеся незатронутыми проблемы или ответить на вопросы.

7. После занятий с участием специалистов педагогам следует направлять письма благодарности гостю и, возможно, его руководителю. Отзывы учащихся прибавят ценность такому письму.

Экскурсии

Экскурсии (которые часто являются внеаудиторной формой работы) играют незаменимую роль в правовом и гражданском образовании. Они позволяют учащимся получить целостное представление и впечатление о предмете изучения через зрение, слух, осязание, обоняние, а иногда и вкус, а главное – через прочувствование атмосферы того или иного места. Впечатления, полученные учащимися от посещения различных организаций, помогут осветить суть изучаемой темы, оставить след на всю жизнь и повлиять на выбор профессии, на жизненные цели, мечты и устремления. Непосредственного взаимодействия с «предметом» изучения не могут заменить ни лекции, ни фотографии, ни даже имитации и ролевые игры в учебной аудитории. Какое-то приближение к подобным результатам может дать лишь встреча с приглашенным специалистом.

В процессе изучения права и граждановедения вы можете организовать экскурсии по историческим местам, в различные органы власти, в том числе органы местного самоуправления и правоохранительные органы (суд, прокуратуру, милицию, таможню и т.д.), правозащитные организации (адвокатуру, юридические фирмы, общественные организации), образовательные учреждения, обучающие будущих юристов и государственных служащих.

1. Запланируйте экскурсии заранее. Желательно планировать сразу несколько вариантов экскурсий и составить план возможных (или желательных) экскурсий на год.

2. Свяжитесь с соответствующей организацией (или органом власти), где вы желали бы провести экскурсию. Согласуйте время, маршрут экскурсии, количество учащихся.

3. Лично встретьтесь с человеком, ответственным за подобные мероприятия, еще раз все уточните, сами пройдите по маршруту экскурсии, запланируйте встречи с людьми, работающими в этой организации или связанными с ней.

4. Подготовьтесь и(или) подготовьте человека, который будет проводить экскурсию:

Не пытайтесь охватить все, что возможно. Выберите лишь ключевые места, помогающие наиболее точно и глубоко осветить тему.

Подготовьте немного, но достаточно информации для рассказа учащимся. Не нужно перегружать учащихся морем фактов, дат, сведений. Осветите лишь самое необходимое. Монолог не должен превышать 10 минут.

Тщательно спланируйте вопросы для учащихся (то, что учащиеся могут сами знать, о чем они могут догадаться и т.п., лучше не рассказывать, а попытаться стимулировать учащихся мыслить самостоятельно).

5. Подготовьте учащихся. Сообщите им о готовящейся экскурсии, ее учебных целях. Хорошо дать опережающее задание по подготовке к экскурсии (что-то прочитать, исследовать фотографии, рисунки и т.д., ответить на вопросы). Целесообразно, например, показать исторические фотографии и попросить запомнить детали, чтобы потом сравнить с современным состоянием места проведения экскурсии.

6. Можно приготовить вместе с учащимися какие-либо сувениры и знаки благодарности тем, кто помог вам в организации и проведении экскурсии (например, поделки и рисунки учащихся, дипломы с выражением благодарности и т.п.).

7. По возможности пригласите прессу, предварительно согласовав это решение с организацией, где будет проходить экскурсия. Пресса привлечет внимание общественности к проблемам правового и гражданского образования, к вашему учебному заведению. Она может создать благоприятный общественный фон для дальнейшего использования общественных ресурсов и обращения за помощью к общественности. А также создаст хороший имидж той организации, которая согласилась на проведение экскурсии (это может быть одним из ваших аргументов при разговоре с администрацией принимающей организации или дополнительным положительным эффектом, формой благодарности).

8. Объясните учащимся правила поведения во время экскурсии.

9. В начале экскурсии спросите их, что они знают об этом месте. Это послужит отправной точкой для рассказа.

10. Свой рассказ или рассказ экскурсовода перемежайте различными вопросами, например:

Вопросы о фактах: Что интересного вы здесь заметили? Что нового вы увидели? Что это за предмет? Для чего он служит? Что общего есть между этим явлением и тем? В чем разница?

Вопросы о причинно-следственных связях: Что могло послужить причиной для…? Какой был результат…? Какой вывод мы можем сделать из…?

Вопросы, помогающие учащимся обосновать свое мнение: Почему вы так думаете? Что дало вам основание так думать? Приведите три факта, из которых вы сделали такой вывод?

Вопрос о выводе: Как можно одним предложением обобщить увиденное?

Аркадий ГУТНИКОВ, Виктор ПРОНЬКИН, Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г.Ольденбургского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте