search
main
0

Чтобы помнили

История становится ближе

В этом учебном году в школе №1434 разработан новый школьный воспитательный проект «Чтобы помнили», направленный на патриотическое воспитание подростков.

С каждым годом все дальше от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ряды ветеранов и тружеников тыла, совершивших великий подвиг. Но о нем нельзя забывать, ведь сила и величие страны в памяти народной. Подрастающее поколение должно знать и помнить о тех, кто добыл для нас Великую Победу, о тех, благодаря кому наша Родина обрела свободу.

Знакомясь ближе с событиями Великой Отечественной войны, школьники начинают испытывать чувство собственной значимости в великом деле сохранения памяти о подвиге предков. Участники проекта «Чтобы помнили» – школьники, их родители, педагоги – изучают события прошлых лет не просто по учебникам и фильмам, но и лично посещают исторически значимые места, связанные с событиями Великой Отечественной войны. В местах ожесточенных сражений и боевой славы такая уже далекая история становится ближе, и приходит осознание, сколько ужаса и горя принесла война, сколько жизней она забрала, какой невероятной ценой далась Победа.

У ребят просыпается интерес и к истории своей семьи, они узнают о вкладе их предков (ведь почти в каждой российской семье были участники Великой Отечественной войны!) в Победу. Кроме того, проект «Чтобы помнили» привлекает и родителей школьников, таким образом, он способен сплотить разные поколения и укрепить семейные связи.

Так, кадеты школы №1434, изучая историю, во внеурочное время уже посетили некоторые места боевой славы для погружения в атмосферу событий минувшего времени.

Рассказывает Богдан, ученик 7‑го класса:

– Я побывал во всех этих местах благодаря родителям и своей любви к истории нашей Родины. Все эти места так или иначе фигурировали в моей голове, а родители, зная это, подарили на мой день рождения поездку на Прохоровское поле, в Тулу, в Судак и Феодосию (Республика Крым). В этих поездках я узнал много нового об истории страны и испытал непередаваемые эмоции. Всем советую посетить эти места, точно не пожалеете!

 

Опасный эксперимент

1 ноября 1962 года. Закрытый военный аэродром под Вольском, Саратовская область. 3 часа ночи по местному времени, но светло как днем – фары военных машин заливают светом все летное поле. Идут последние приготовления к сверхсекретному эксперименту под кодовым названием «Звезда».

На рассвете над аэродромом вырастает гигантская капля. Это 100‑метровый стратостат «Волга». Через несколько часов он поднимется на высоту 30 километров, унося с собой в гондоле двух человек – полковника Петра Долгова и майора Евгения Андреева, лучших в мире парашютистов-испытателей.

Когда «Волга» достигнет заданной высоты, Долгов и Андреев сделают то, что не делал еще ни один человек в мире! Прыгнут с парашютом с высоты почти 26 километров! Это стратосфера, ближний космос, как называют ее специалисты. Условия, не совместимые с жизнью человека, – повышенное атмосферное давление, почти нулевая видимость.

Валентина Андреева, жена Евгения Андреева:

Я, стыдно сказать, встала на колени и говорю: «Женя, может, ты оставишь эту работу?» Он посмотрел на меня и говорит: «Чтобы я больше от тебя этого не слышал!»

От того, как пройдет этот эксперимент, без преувеличения зависели жизни будущих советских космонавтов. Тех, кому вслед за Юрием Гагариным и Германом Титовым предстояло покорять космос. Недаром проект «Звезда» курировал лично Сергей Павлович Королев.

Все, чем Долгов и Андреев занимались до этого дня, все их достижения уже были не важны. 1 ноября 1962 года для них стало главным днем в жизни. А для одного из них – последним.

 

Гриф секретности

Об этом мы захотели рассказать нашим современникам. Наш фильм о тех, кто долгие годы оставался в тени громких событий и успехов, но без кого были бы невозможны успехи советской и современной российской космонавтики.

Эксперименты, которые оканчивались катастрофой, вели к тому, что эти провалы замораживали развитие отрасли. И только сейчас новый виток научного прогресса пробудил интерес к стратосфере.

Никто ни в нашей стране, ни тем более на Западе не знал, что первые космонавты приземлялись не в спускаемом аппарате, а катапультировались с парашютом. Причина такой секретности объяснялась тогдашними правилами ФАИ – Международной авиационной федерации. Согласно ее требованиям космический рекорд был бы засчитан только в том случае, если человек совершил старт с земли, побывал в космосе и приземлился на одном и том же летательном аппарате.

Лишь через 25 лет стало известно о том, что Гагарин приземлился на парашюте, а вовсе не в космическом корабле, как все полагали. Ведь во время масштабной пресс-конференции, когда один из иностранных журналистов напрямую спросил у Гагарина, как тот приземлился, космонавт смутился и ответил весьма уклончиво:

– Главный конструктор предполагал два способа посадки: как внутри, так и вне летательного аппарата.

Если бы к подвигу советского первопроходца подошли с бюрократической точки зрения, то его полет не засчитали бы космическим. Согласно требованиям ФАИ статус космического присваивался только тому полету, в течение которого человек совершил старт с земли, побывал в космосе и приземлился на одном и том же летательном аппарате. Особенно серьезно Королев отнесся к пункту, что космонавт должен в момент приземления находиться внутри корабля.

Но с рекордами все оказалось не так просто. Борисенко их зарегистрировал, но нужно было, чтобы их согласовала ФАИ. Примерно через три месяца после полета Гагарина в Париже состоялось заседание федерации. Ее руководители попросили членов советской делегации предоставить документы, подтверждающие, что космонавт приземлился в корабле. Таких бумаг не было и быть не могло. Спорили почти пять часов. В конце концов согласились зарегистрировать рекорды без соответствующих бумаг: факт был на лицо: Гагарин – первый человек, побывавший в космосе. И уж это отрицать было невозможно.

На долгие годы были засекречены и подробности очень рискованного возвращения Гагарина на землю. А ведь два происшествия были критичными и едва не стоили жизни космонавту.

На высоте 3 км раскрылся запасной парашют. Таким образом, Гагарин спускался под двумя куполами с вертикальной скоростью 4-5 м/с. Лететь на двух парашютах опасно и неприятно. Тем более что управлять ими космонавт не мог. Почти до самой земли он летел спиной вперед и не представлял, куда приземлится. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу, и он увидел, что ветер отнес его от разлившейся весенней Волги и он будет приземляться на сушу.

Так, 12 апреля в 10.42 на высоте 7 км крышка люка корабля «Восток» отстрелилась, и кресло с космонавтом катапульта выдернула из спускаемого аппарата. Через полсекунды раскрылся тормозной парашют, затем основной парашют. Он выдернул космонавта из кресла.

В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания – его скафандр не был снабжен запасом кислорода в баллонах. Вот только шарик клапана оказался затянут той самой ярко-оранжевой оболочкой скафандра. Потом в докладе Юрий Алексеевич рассказывал, что потратил около шести минут, чтобы открыть клапан: «Расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально». А если бы открыть клапан не удалось?

А спустя семь лет ФАИ учредила специальную золотую медаль в честь первого космонавта…

 

Кадеты школы 1434 «Раменки»

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте