На минувшей неделе в Москве закончилась V Международная годовая конференция по программе “Сивитас”. Ее организатор – Центр гражданского образования в Калабасасе, США (исполнительный директор Центра Чарлз Квигли), при участии Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” (президент ассоциации – главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец). Это была встреча американских организаций, занимающихся гражданским образованием, и их партнеров из стран, которые 10-15 лет назад обратились к демократическим ценностям.
На международный гражданский форум собрались представители разных континентов, разных стран, значительно отличающихся друг от друга уровнем развития экономики, государственным устройством. В одних гражданское образование стало реальностью и есть заметные достижения по его развитию, в других – это только маленькие ростки, с трудом пробивающиеся сквозь частокол непонимания со стороны государственных чиновников, со стороны правительства, то есть там воспитание свободных граждан еще не стало государственной политикой.
Большие трудности как с образованием вообще, так и с гражданским испытывают учителя и школьники Курдистана. По словам министра прав человека Мохаммеда Амада, это самая большая нация в мире, которая не имеет своего государства. В Турции сейчас живет 20% населения. В конце 90-х годов здесь в отдельных школах стали преподавать граждановедение. Адаптирован к местным условиям проект “Гражданин”. Но сознание большей части населения авторитарное. Основная задача педагогов – дать ученикам понятие свободы, помочь им осознать, что человек существует независимо от партии, от религии.
От тяжелой жизни палестинский народ, который страдает и от войны с Израилем, и от внутренних притеснений, может спасти гражданское образование. Так считает представитель этой страны: “Гражданское образование поможет нам решить и внутренние проблемы, и внешние”. Немало нерешенных вопросов и в Индонезии. Состав населения – многонациональный, многоконфессиональный. И тем не менее здесь учителя все чаще обращаются к урокам граждановедения. Представители африканских, азиатских стран говорили об отсутствии методических пособий, неготовности учителей преподавать граждановедение.
В каждой из стран, участниц конференции, в той или иной степени используется проект “Гражданин”, разработанный в Центре гражданского образования в г. Калабасасе штата Калифорния в 1992 году. Он позволяет школьникам стать полноправными участниками местного сообщества, разрабатывать социальные проекты, осуществлять их, в результате решаются задачи по улучшению жизни школы, города, поселка. Сегодня проект “Гражданин” стал частью гражданского образования более чем 30 стран.
О том, как осуществляется этот проект, рассказывали делегации Украины, Казахстана, Южно-Африканской республики и других стран на секционных занятиях. В Венгрии этот проект используется уже в начальных классах, дети этого возраста в основном занимаются благоустройством школьного двора. Для старшеклассников устраивается конкурс “Гражданин и европейская демократия”. Этот конкурс патронируется президентом Венгрии. Если первое лицо государства заботится о становлении деятельных, активных граждан, значит, у венгерской демократии есть будущее и оно наступит быстрее, чем в других странах, где гражданское образование еще не стало приоритетным в государственной образовательной политике.
Школы Молдавии уже шесть лет занимаются гражданским образованием. Разработана программа с 5-го по 12-й класс, созданы учебники, пособия для учителя. Но будущее граждановедения вызывает тревогу у представителей этой страны, для нынешнего коммунистического правительства оно непривлекательно.
Последний, четвертый день конференции целиком был посвящен России. Наша страна действительно за последнее десятилетие накопила значительный опыт по гражданскому воспитанию и образованию, и рассказ о нем вызвал подчеркнутый интерес всех участников. Мы во многом ушли вперед от стран, которые одновременно с нами встали на путь демократии.
Первый вице-президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” Наталия Воскресенская рассказала о деятельности организации, созданной в 1995 году. Тогда у ее истоков стояла небольшая группа ученых, педагогов, журналистов, которых объединила вокруг себя “Учительская газета”. Сегодня она насчитывает более 10 тысяч членов в 21 регионе России. Ассоциация проводит семинары для учителей, публикует методические материалы, издает учебные пособия, поддерживает другие проекты, пытается объединить разные группы, занимающиеся гражданско-правовым образованием, ежегодно проводит олимпиады среди школьников, которые стали уникальным и очень популярным явлением в жизни детей России.
Руководитель Центра “Гражданин” Яков Соколов стоял у истоков отечественного гражданского образования еще в самом начале 90-х годов. По его первым методическим урокам учителя вели уроки в Казахстане, Российской Федерации, Украине, Киргизии. Это еще были советские учебники, но в них включались сведения по демократии. Затем были разработаны учебники по граждановедению с 5-го по 9-й класс, недавно издан учебник по борьбе с наркотиками.
Аркадий Гутников, проректор Санкт-Петербургского института права, кандидат юридических наук, представил петербургскую школу гражданско-правового образования. Под его руководством был разработан проект “Живое право”, выпущен увлекательный и хорошо иллюстрированный учебник. В институте создалась сильная команда преподавателей, их задача – воспитать у будущих юристов социально ориентированный подход к своей профессии. Они осуществляют несколько совместных проектов с американцами, сотрудничают с Ассоциацией “За гражданское образование”.
– Межрегиональная общественная организация детей и молодежи “Новая цивилизация”, – сказал один из ее основателей, председатель ее Конституционного совета, автор основных игровых программ и обучающих технологий Александр Прутченков, – занимается гражданским воспитанием школьников после уроков. Благодаря поддержке российского бизнеса, а именно нефтяной компании “Юкос”, этим движением охвачено более полумиллиона детей и подростков. Они с уверенностью смотрят в будущее.
Проект “Гражданин” на российской почве получил свое развитие с легкой руки “Учительской газеты”. Постепенно он превратился во Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”, учредителями которой стали Министерство образования РФ, “Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, Самарский региональный Центр гражданского образования.
Об успешном шествии проекта по городам и селам России рассказали ведущий специалист министерства, кандидат педагогических наук Ирина Калиш, руководитель Самарского центра гражданского образования Владимир Пахомов. За два года значительно расширилась география акции. Если в прошлом году был прислан 141 проект из 40 регионов, то в этом – уже 500 из 50 краев и областей. Усилилась практическая значимость проектов.
Летом этого года в лагере “Орленок” состоялся финальный конкурс II Всероссийской акции “Я – гражданин России”. Ребята защищали свои проекты. Тематика их свидетельствует о том, что подростков волнуют те же проблемы, что и взрослых. Например, “Армия, которая нужна России”, “Никотин и никотиномания” (школа N1, г. Вытегра Вологодской области), “Благоустройство школьного двора”, “Школьный музей”, “Городские цветы” (г. Александров Владимирской области), “Преодоление” (оказание социальной поддержки жертвам политических репрессий, г. Тула), “Имя героя – улице города” (г. Орел).
Каждый проект был по-своему актуален и интересен. Среди членов жюри даже возникла дискуссия: возможно ли в этой ситуации выделять лучшие проекты? Поэтому от каждой номинации брались наиболее технологичные, учитывались актуальность и логика работы. Важным критерием оценки была реализация самого проекта.
Затем все четыреста детей, приехавших в “Орленок”, распределили на 5 групп, чтобы каждая смогла работать над большим проектом в течение недели. Нужно было разработать, защитить и показать его реальную значимость.
Наиболее интересными среди этих крупномасштабных национальных проектов были: “Бытовые отходы”, “Вандализм – это страшно”, “Развитие спорта по месту жительства”, “Сегодня школьник – завтра студент”. В последнем ребята исследовали проблему доступности высшего образования для большинства российской молодежи, плюсы и минусы единого государственного экзамена, высказали рекомендации Министерству образования по совершенствованию модели доступного высшего образования для детей из малообеспеченных семей.
Ученики 29-й школы г. Сызрани Самарской области провели на конференции презентацию своего проекта под названием “Надежда”. Участники конференции увидели, как ребята из небольшого поволжского города решают свои проблемы. Созданная ими служба “Надежда” помогает ребятам найти работу во время каникул, а также на 3-4 часа в течение всего года. Ученики не только зарабатывают деньги, но и участвуют в нужных для города общественных делах.
В последний день к участникам международной конференции пришли именитые гости. Сначала выступил директор Всероссийского центра изучения общественного мнения доктор философских наук Юрий Левада. Собравшиеся стоя приветствовали появление в зале крупного государственного деятеля, известного и уважаемого политика, спикера Государственной Думы, а теперь еще и руководителя новой партии “Возрождение России” Геннадия Селезнева. С большим интересом выслушали его речь, поразившую присутствовавших хорошим знанием состояния гражданского образования в России. Бывший главный редактор “Комсомольской правды”, бывший главный редактор “Учительской газеты” был инициатором ставшего теперь очень популярным конкурса “Учитель года”. Он приветствовал решение Центра гражданского образования в Калабасасе провести это ежегодное собрание на этот раз в Москве, что, по его мнению, можно расценивать как признание значимости деятельности России в сфере гражданского образования, и поблагодарил за это доверие Чарлза Н. Квигли.
– В настоящее время, – подчеркнул Геннадий Николаевич, – наша страна стала открытой для контактов во всех сферах, включая, конечно, и сферу образования. Я знаю, что сотрудничество российских педагогов со своими коллегами из Америки, Европы и Азии развивается весьма плодотворно.
Председатель Госдумы рассказал также о том, что депутаты, работники аппарата нижней палаты рассматривают прямое общение и знакомство школьников с работой высших органов государственной власти как важный элемент гражданского воспитания. С этой целью несколько лет назад в Госдуме были введены публичные экскурсии различных групп общественности, в том числе и старшеклассников. Это нововведение, по мнению Геннадия Николаевича, показало открытость и гласность современного российского общества. Только во время последней сессии в этом году в Госдуме побывало свыше 2 тысяч школьников. Тем самым они получают возможность наблюдать, как парламент решает те или иные вопросы государственной политики.
О задачах гражданского образования в России говорил министр образования Владимир Филиппов, тоже тепло и доброжелательно встреченный участниками конференции. Владимир Михайлович особенно подчеркнул, что в Законе РФ “Об образовании” на первом месте стоит воспитание, а обучение – на втором. Он сообщил также о том, что во всех школах страны пройдет акция “Детская перепись”. Участие в ней даст возможность ребятам почувствовать свою сопричастность к важным государственным делам. Так мы воспитаем поколение, ответственное за себя, за свою жизнь, за страну, за весь мир в целом. Министр образования выразил свою готовность сотрудничать с проектом “Сивитас”.
В ходе международной конференции по гражданскому образованию было высказано несколько интересных предложений. Профессор Стивен Шехтер из штата Нью-Йорк предложил ввести изучение сравнительного граждановедения. Можно сравнивать, как в Америке изучают историю и культуру России и как в России – историю и культуру Америки.
При подведении итогов конференции многие говорили о том, что они вернутся в свою страну обогащенные новыми ценными идеями, убежденные в том, что полученные информация, знания помогут им и дальше продвигать, развивать у себя демократические принципы, совершенствовать гражданское образование. На встрече в столице России представители 34 стран из Европы, Азии, Америки и Африки обсуждали не только будущее своего государства, но и будущее всего человечества, всей планеты, ибо они его связывают с демократией, с воспитанием свободных, ответственных граждан.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии