search
main
0

Чтобы не заблудиться в лесу Игры и упражнения на лоне природы

Тренируем глазомер
Глазомер – определение расстояния на глаз, без помощи каких-либо приборов – практический навык, приобретаемый опытом. Хороших успехов в определении расстояний на глаз можно достичь путем постоянных упражнений, систематической тренировки. Поэтому прежде чем проводить игры и соревнования по глазомеру, юным туристам следует освоить некоторые простые тренирующие упражнения.
Например, в классе, на занятиях группы, можно предложить ребятам попытаться определить, сколько раз уложится по длине стола карандаш, линейка и т.п. Или какова высота двери, окна “в карандашах”, в сантиметрах… Полезно потренироваться и в глазомерном определении объема: сколько кружек или литров воды в наполненном не до краев ведре, а сколько в котелке?
Во дворе, в парке, в лесу можно определять высоту и длину предметов, встречающихся на пути: оград, скамеек, канав, расстояние от земли до сучка дерева и т.д. Юным туристам пригодится знание своих мерок, которые у каждого разные: рост, расстояние от земли до кончика вытянутой вверх руки, длина от локтя до кончиков пальцев, ширина ладони и другие.
Когда ребята получат определенные навыки в глазомерных измерениях, можно провести игры-соревнования на местности. Для проведения игр потребуются разноцветные колышки-флажки и метровые шесты с сантиметровыми и дециметровыми насечками для измерения расстояний.

Подвижный ориентир
Игра может проходить в парке, на лугу или в редком лесу. Все играющие делятся на группы по три человека. У каждой группы должны быть три флажка и метровый шест с сантиметровыми отметками.
Играющие распределяют между собой обязанности. Один из участников определяет расстояние на глаз, второй является подвижным ориентиром, которым руководит третий из ребят, контролирующий игру и записывающий результаты.
По команде контролера или по свистку второй участник – подвижный ориентир – бежит вперед, захватив с собой флажки. Когда контролер даст команду “Стой!”, бегущий останавливается и втыкает рядом с собой флажок. Участник определяет на глаз расстояние до флажка, а контролер записывает результаты.
Снова команда, и подвижный ориентир бежит дальше, оставляя новый флажок. И так три раза.
Результаты, сообщенные контролеру, проверяются, в каждом случае фиксируются ошибки. Ребята меняются обязанностями и снова начинают игру. Из победителей каждой группы комплектуются новые тройки, игра проходит до тех пор, пока не выявится “чемпион по глазомеру”.

Найди середину
Игра проводится на лугу или вдоль проселочной дороги. Участники делятся на две команды. Играющие первой команды устанавливают два флажка на расстоянии 10-30 шагов один от другого. Одному из игроков второй команды вручается третий флажок и предлагается поставить его точно посередине между установленными. Играющий на глаз определяет середину и ставит свой флажок. После этого контролеры измеряют шестами расстояние, двигаясь от крайних флажков к среднему. Они определяют ошибку и записывают результат.
Теперь вторая команда ставит крайние флажки, изменяя расстояние между ними, и вызывает играющего из первой группы. Команда, чей участник допустил меньшую ошибку, получает 1 балл. Затем выступает следующая пара. Игра проходит до тех пор, пока все ребята не примут в ней участие. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Быстрота и точность
В этой игре участники соревнуются не только в глазомерном определении расстояний, но и в быстроте бега. Дистанция прокладывается вдоль лесной тропы. Этапы размечаются флажками на древках высотой не менее метра, чтобы их было видно издалека. Первый флажок устанавливается у ближайшего поворота тропы так, чтобы его было хорошо видно со старта. Второй флажок (второй этап) должен быть виден с первого этапа, третий – со второго, четвертый – с третьего. У четвертого флажка размечается финишная черта. Расстояние между флажками (длина этапов) должно быть разным, но в пределах 25-100 м.
Стартующий участник должен вначале на глаз определить расстояние до ближайшего флажка и записать число в свою карточку. То же он проделывает и на втором, и на третьем этапах. На финише карточка сдается контролеру. При подведении итогов соревнований учитывается скорость бега и точность определения расстояния.

Умей смотреть и видеть
Юным туристам, чтобы ориентироваться на местности, чувствовать себя уверенно и спокойно в незнакомой природной среде, следует развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. Умению смотреть и запоминать увиденное надо учиться. Этому служат специальные игры-упражнения, которые можно проводить как в помещении, так и во время прогулки, похода.

Что ты видел?
Ведущий игры показывает какую-нибудь четкую картинку (пейзаж, бытовая сценка и т.п.). Через 1 минуту картинку он убирает, а участникам предлагается устно или письменно перечислить все, что они запомнили.
Другой вариант:
На столе перед играющими раскладывают 20 различных предметов (линейка, тетрадь, ручка, ножницы, компас, гвоздь, молоток и т.п.). Через 1-2 мин. предметы накрывают газетой, а ребятам предлагают вспомнить все, что они видели.
За каждый правильный ответ дается 1 балл. Побеждает тот, кто запомнил максимальное количество предметов.

Самый внимательный
Играют 5-7 человек, они встают полукругом. Водящий за 30 сек. должен запомнить их расположение. По сигналу водящий отворачивается и перечисляет, как стоят играющие, называя их по порядку.

Что изменилось?
Участникам игры предлагается в течение 1 мин. внимательно посмотреть на 2-3 ребят, стоящих перед ними. Ребята уходят и возвращаются, изменив что-нибудь в своем костюме (сняли или надели куртку, головной убор, поменялись обувью, подпоясались, закатали рукава и т.п.). Другой вариант: Играющие в течение 30-60 сек. разглядывают своих товарищей (3-4 человека), которые заранее привели в беспорядок что-нибудь в своей одежде: зашнуровали обувь шнурками разного цвета, надели куртку наизнанку, неправильно застегнули пуговицы и т.п.
Играющим предлагается ответить устно (или лучше – письменно, чтобы участвовали все), какие изменения или непорядок в одежде своих товарищей они заметили.

Что ты видел в пути?
Эта игра-соревнование проводится на заранее выбранном руководителем маршруте протяженностью не более одного километра. По сторонам пути должно быть возможно больше разнообразных предметов. Руководитель тщательно изучает выбранный маршрут, а если предметов много – составляет памятку.
Перед началом игры ребятам напоминают о том, чтобы они внимательно смотрели и запоминали предметы (и их характерные особенности) по обеим сторонам пути.
В конечной точке маршрута руководитель просит каждого участника написать, что он видел в пути. Получив ответы, руководитель делает краткий разбор, дополняя сообщения ребят результатами своего наблюдения.
Возвращаясь по пройденному только что маршруту, надо обратить внимание ребят на упущенные ими детали.

Запомни ориентиры
Руководитель подыскивает для проведения игры место, с которого открывается наиболее интересная панорама (высокий берег реки, опушка леса и т.п.). До начала игры он рассказывает участникам, какие местные предметы могут служить ориентирами. Ребята во время объяснения стоят спиной к выбранному для обозрения участку.
По команде участники игры поворачиваются кругом и в течение 1 минуты рассматривают местность. Снова поворачиваются и по очереди сообщают о том, что запомнили.
В первую очередь они должны назвать предметы, которые своим внешним видом отличаются от других подобных (мосты, овраги, возвышенности, отдельно стоящие здания).
Руководитель может провести опрос участников игры. В какую сторону течет река? Какая растительность на берегу? Есть ли на реке лодки? Сколько этажей в крайнем доме поселка? И др. За каждый верный ответ играющему начисляется 1 балл.
Полезно научить юных туристов не только замечать на местности характерные ориентиры, но и выделять их среди схожих, уметь их описать. Предложите участникам игры выбрать какой-нибудь предмет на местности и за 15 секунд указать на него товарищам, не прибегая при этом к жестам.

Найди 10 предметов
В редком лесу маркируется или прокладывается вдоль лесной тропинки маршрут протяженностью не более 300 м. По пути раскладывают 10 предметов (спичечный коробок, карандаш, цветной лоскуток и др.) так, чтобы они не бросались в глаза издали, но были видны на расстоянии 1-2 м. Участники по очереди проходят маршрут в быстром темпе, стараясь заметить и запомнить все оставленные предметы.
На финише ребята записывают, что и где они увидели.

Увидел – запомнил
На маркированном зигзагообразном маршруте на поворотных точках развешивают яркие картинки (5-7 шт.) с изображением предметов туристского снаряжения, животных, растений и т.п. Участники по очереди пробегают маршрут и на финише записывают, что они видели. Побеждает тот, кто запомнил все картинки и перечислил их в той последовательности, в какой он их видел.
После прогулки или похода, чтобы проверить, насколько наблюдательны ребята, руководитель может задать им вопросы. Какие породы деревьев преобладают в лесу? Какие цветущие растения попадались по дороге? В какую сторону течет ручей, который переходили? Были ли в лесу поваленные деревья и каких пород? Если по пути группе встретился посторонний человек – грибник, пастух, лесник, руководитель может задать ребятам вопрос о внешности, примерном росте и возрасте, одежде и других приметах встреченного. И опять победит самый наблюдательный.

Шагай – считай
Умение измерять расстояние необходимо в походе. С достаточно большой точностью можно определить шагами расстояние в пределах нескольких километров. Самое главное – соблюдать определенную мерную походку, т.е. делать шаги всегда одинаковой длины.
Нормальную длину своего шага можно определить следующим способом: обычной походкой идти по дорожке и внезапно остановиться, не отрывая ног от земли. На уровне носков обеих ног прочертить линии, и расстояние между ними измерить линейкой. Это и есть длина вашего шага. Такие измерения надо проделать 3-4 раза. Средний результат будет наиболее точным.
Кроме того, необходимо научиться вести счет шагам. Лучше всего производить счет парами под одну ногу, безразлично – левую или правую. Чтобы не сбиться на больших числах, рекомендуется загибать пальцы рук (после каждых ста пар загибается палец на левой руке, когда пройдено 500 пар шагов, загибается палец правой руки и т.д.).
Для определения величины пары шагов подбирается ровное место и отмеряется мерной лентой или рулеткой 100 м. Надо пройти стометровый участок большим ровным шагом три раза, записывая при этом число пар шагов. Допустим, что турист три раза прошел этот участок и соответственно получил 71,68 и 70 пар шагов, т.е. в среднем 69,6 пары шагов. В этом случае средняя величина одной пары шагов будет приблизительно равна 1 м 43 см (100 : 69,6).
Для развития у ребят чувства расстояния руководителю следует при проведении игры одновременно с подсчетом пар шагов обратить внимание на время. При равномерном движении наблюдение за временем по часам и счет шагов дадут точные результаты.
Игры-упражнения на счет шагов проводятся при каждом удобном случае без специальной подготовки. Отправился отряд на прогулку или экскурсию: ребята, каждый про себя, считают пары шагов и объявляют руководителю результаты. На обратном пути расстояние проверяется еще раз. Подителем считается тот, кто дал наиболее точный ответ. Подобные игры-упражнения желательно проводить как можно чаще, тренируя безошибочность и четкость в определении расстояний. Для закрепления полученных навыков проводят игры и соревнования.

Свои метки
В состязании участвуют 8-10 ребят. На проселочной дороге или на лесной тропе надо прочертить стартовую линию. Задание для участников – отмерить от этой черты какое-нибудь одинаковое для всех расстояние, например 12,5 м. Измерить расстояние надо своим шагом. Играющие поочередно проводят измерение. Конечную точку каждый помечает своей меткой (шишка, ветка и т.д.). Метровым шестом проверяют, чьи отметки ближе к цели. Победителей может быть несколько.

Шагомеры
Игру проводят на площадке или лужайке. Понадобятся бечевка длиной 15-20 м, мерный шест, цветные флажки из расчета один флажок на двух участников игры, топорик и два колышка для разметки игровой площадки.
Привяжите концы бечевки к колышкам. Один из них вбейте в центр площадки. Натяните бечевку и вбейте второй колышек. От центра по бечевке отмерьте шестом расстояние, например 10,5 м, и поставьте флажок. Запишите себе в блокнот: синий флажок – 10,5 м.
Изменив направление, вновь натяните бечевку с разметочным колышком. Точно так же отмерьте другое расстояние, поставьте флажок другого цвета и запишите: зеленый флажок – 12,75 м.
Так в разных направлениях и на разном расстоянии установите разноцветные флажки и запишите для памяти отмеренные расстояния.
Теперь можно начинать состязание шагомеров. Играющие делятся на пары. Каждая пара, пользуясь шагом-меркой (а у каждого она своя), должна определить расстояние от центра круга до указанного флажка.
Не ограничивайте ребят временем. Кто хочет, может промерить заданное расстояние и два, и три раза, прежде чем дать ответ.
В каждой паре свой победитель – тот, кто более точно измерил расстояние.

Использованы материалы книги “Туристическая игротека”. Под редакцией Ю.С.Константинова, М., 2000.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте